Выставка Александра Васильева "Мода и путешествия"

В начале XX века путешествие было важным событием, к которому долго готовились, брали свои лучшие, но при этом удобные наряды, чтобы предстать перед попутчиками при полном параде. Это сейчас люди в скоростных поездах почти не общаются с попутчиками и надевают спортивные костюмы, а в те времена путешествия были длительными, нередко закручивались романы.


На выставке «Мода и путешествия» из фонда Александра Васильева, которая открылась в зале ожидания нижегородского железнодорожного вокзала, демонстрирует моду с 1910-х по 1980-е годы. Здесь представлены и мужские костюмы - никаких спортивных штанов и курток, только элегантные костюмы со шляпами, которые не сильно поменялись и в наши дни. На примере женских платьев же можно проследить, как трансформировался силуэт и меняла свое местоположение линии талии, какой декор использовался в то или иное десятилетие. 

1910-е годы представлены платьями в пол, напоминающее скорее торжественные наряды, чем одежду путешественницы. Более всего меня впечатлили два белых платья - восхитительное шелковое с отделкой кружевом, изготовленное в Европе, и летнее платье из тонкого батиста с вышивкой. Оба варианта с небольшими доработками эффектно и уместно смотрелись бы и в наши дни.


В боксе, где представлена мода 1920-х годов можно увидеть комплекты с заниженной линии талии. Самые любопытные из них - платье из шелкового бархата, произведенное во Франции, а также летнее платье из чесучи - плотной ткани из волокон дубового шелкопряда. Уникально это платье тем, что изготовлено в Якутске и подражает журнальной моде той эпохи, но изготовлено деревенским способом. Именно благодаря развитию транспорта журналы мод распространялись по самым дальним уголкам Советского Союз, и женщины с легкостью могли прикоснуться к миру моды. 

Правда, во времена СССР царил дефицит материалов, который заставлял женщин идти на хитрости: они обшивали копеечные пуговицы тканью, мастерили из подручных материалов цветы, саморучно вышивали и вязали. В экспозиции даже представлено шелковое платье певицы Клавдии Шульженко, рисунок на который нанесен масляной краской через трафарет. Кстати, также на выставке можно увидеть и дорожные наряды других знаменитостей — певицы Аллы Пугачевой, актрис Лидии Смирновой и Изабеллы КорИ, балерин Суламифь Мессерер и Екатерины Максимовой. 


После Второй Мировой войны в пошиве нарядов использовали ткани, привезенные из освобожденной Европы. Одно из таких платьев представлено на выставке - оно изготовлено в Воронеже из трофейного бархата с цветочными мотивами, дополненное зелеными перчатками и широкополой шляпой, декорированной текстильными гроздьями винограда, которая крепится на голове с помощью лент.


Особо мне понравился потрясающий комплект второй половины 1940-х годов, жакет которого изготовлен из вышитого полотна с китайским орнаментом в виде драконов. На голове - изящная чалма. 

Наряды времен new look от Кристиана Диора представлены пышными платьями и приталенными костюмами. 


1960-е поражают воображение сумасшедшими расцветками - я долго рассматривала розовое платье с набивным рисунком в виде птиц и цветов из гардероба жены советского дипломата, дополненное шелковыми перчатками. Цветочные мотивы украшают и летний хлопковый костюм родом из Франции. 



Эпоха хиппи представлена нарядами в этническом стиле: например, индийское платье из батиста, которое подарила Александру Васильеву прима-балерина Екатерина Максимова, дополняет замшевое пончо с отделкой бахромой.


А яркие 1980-е поражают расцветками: летний шелковый костюм в красно-белой гамме от модного дома “Kenzo” или комплект с абстрактными цветами от “Ungaro” я бы примерила прямо сейчас!


***
Развитие транспорта повлияло на объемны нашей одежды — если в начале 20 века еще были актуальны широкие платья и широкополые шляпы, то с распространением общественного транспорта, где люди вынуждены тесниться, наши наряды стали более облегающими, а шляпы и вовсе исчезли. И действительно, просматривая коллекцию, можно заметить, что почти на каждом манекене - головной убор. В начале века это были шляпы с широкими полями, обильно украшенные цветами и лентами; ближе к нашим дням их дизайн становится минималистичным, а поля все меньше. 


***
Для перевозки багажа, как и в начале ХХ века, так и сейчас используются чемоданы. Выставка “Мода и путешествия” демонстрирует эволюцию этих сумок. Это сейчас мы можем практически не опасаться за безопасность своих вещей - на станциях работают камеры наблюдения, и чемоданы застегиваются на молнии. Они изготовлены из легкого пластика, а для удобства имеют выдвижные ручки и колесики. А в начале ХХ века чемодан был громоздок, производился из фибры (прочного прессованного картона) и имел сложную замочную систему. Порой они были столь тяжелыми, что поднять их было невозможно, а поэтому пассажиры пользовались услугами носильщиков. Хотя существовали и мягкие кожанные чемоданы. А для перевозки небольших предметов использовались дорожные несессеры - удобные контейнеры, в которых женщины перевозили косметику.

После Второй мировой войны появились чемоданы с выдвижными вешалками, один из них также представлен на выставке. А вот в 1960-е годы стали появляться знакомые нам тканевые сумки на молнии. 

***
А увидеть современную моду для путешествий можно лицезреть на самом вокзале. Увы, здесь редко можно встретить комплекты достойные коллекции Александра Васильева, ведь современный путешественник больше ценит личный комфорт, а не привлекательный внешний вид.


Выставка находится по адресу: Нижний Новгород, Железнодорожный вокзал, Нижний Новгород - Московский, второй этаж, зал ожидания.

Время работы с 05:00 до 00:00, вход свободный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий