четверг, 30 мая 2019 г.

~Как роман В.Набокова "Лолита" повлиял на моду?~

Когда я опубликовала свою книгу "100 стилей. Как не заблудиться в моде", субкультура лолит затопала ножками - не понравилось им то, что в моем издании о них написано. И одна из лолит мне написала примерно такое: “Вы пытаетесь сделать сенсацию и представить все так, будто рюшечки и оборочки лолит что-то под собой скрывают!”

Конечно, скрывают! Любая мода - это ответная реакция на политическую ситуацию, на проблемы жизни общества и многое другое. А уж стиль лолита, который при поверхностном рассмотрении и правда кажется всего лишь милыми рюшами и оборочками, как оказалось, скрывает много интересного. Не зря его называют уникальным транскультурным феноменом.


При изучении феномена лолит в Японии я наткнулась на две потрясающие диссертации.
Во-первых,  это дипломная работа на получение степени магистра автора Иваны Плевиковой “Лолита: культурологический анализ”, университет Масарикова в Чехии. Во-вторых, это дипломная работа на получение степени магистра философии автора Кэтрин А. Харди Бернал “Комплекс Лолиты: японская субкультура моды и ее парадоксы”, Оклендский технологический университет, Новая Зеландия, 2011 год. Автор работы на момент написания диплома была инсайдером моды лолиты и в интернете была известна как Angelic Lolita www.myspace.com/botticelliangel_nz. Лучшего источника и не придумаешь, ведь автор не только провел глубокое исследование, но и сам является инсайдером моды. Это, пожалуй, единственная лолита, чье мнение мне интересно. К тому же работа Кэтрин раскрывает те вопросы, которые возникли у меня как у исследователя моды - например, является ли субкультура лолит проявлением феминизма, какие психологические аспекты заставляют женщин выбирать этот стиль, что подразумевает под собой образ живой куклы и многое другое. 

Основываясь на данных из этих диссертаций, сегодня мы с вами узнаем, как набоковская “Лолита” повлияла на западную и азиатскую моду, и какое значение имела эта мода для Японии.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА

В 1955 году русский поэт и писатель, эмигрант, покинувший Россию в конце Гражданской войны, Владимир Набоков издает роман “Лолита”. Произведение было опубликовано во Франции, а написано на английском языке, и поначалу не привлекло внимания. В том же году роман попал в руки английского писателя Грэма Грина, который посчитал книгу выдающийся и рекомендовал к прочтению. И это стало началом полемики - вслед за Грином книгу стали читать другие писатели, критики, редакторы издательств, многие из которых посчитали “Лолиту” неприкрытой порнографией и пропагандой педофилии. Получившийся скандал обеспечил книге невероятный успех - огромными тиражами она разошлась по странам Европы и в США. Набоков и его роман “Лолита” стали всемирно известны.




О посыле романа спорят и сейчас. Одни говорят, что это вопиющая история безнравственного извращенца, развратившего невинную девочку; вторые - что о юной соблазнительнице, которая искусила приличного джентльмена; третьи - что это роман об искренней любви, ведь Лолита для Гумберта стала воплощением его умершей в том же возрасте любимой девушки Аннабель Ли. Сам Набоков особо выделял этот роман из своих работ и писал, что “это эмоциональная книга, где рассказывается о печальной судьбе ребёнка: вполне обыкновенной маленькой девочки, захваченной отвратительным и бессердечным человеком”. 

В самом романе мы с вами не увидим ярких подробных описаний нарядов героев, одежда в нем мелькает как неотъемлемый атрибут описания человека, например: 

“Бумажное платье в клетку с широкой юбкой”


“На ней было в тот день прелестное ситцевое платьице, ... розовое, в темно-розовую клетку, с короткими рукавами, с широкой юбкой и тесным лифом, и в завершение цветной композиции, она ярко покрасила губы...”


Но чаще одежда, ткань выступает как элемент эротизма и описания соблазнительного для Гумберта тела Лолиты:

“Моя рука ползла вверх по худенькой спине нимфетки, нащупывая ее кожу сквозь ткань мальчишеской рубашки...”

“Сквозь грубоватую ткань мальчишеской одежды я чувствовал жар ее тела...” 

“...каждое ее движение… и колыхание помогали мне скрывать… взаимоотношение... между моим рвущимся зверем и красотой этого зыбкого тела в этом девственном ситцевом платьице” и т.д.

Так и как же такие описания могли хоть как-то изменить моду? На первый взгляд, никак, но при дальнейшем рассмотрении мы увидим сложные взаимосвязи. Правда, чтобы лучшу их понять, давайте отдельно поговорим о западном и восточном восприятии. 


ЗАПАДНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Вы можете быть удивлены, но образ Лолиты - один из культовых в западной моде второй половины XX века, который и сейчас продолжает быть актуальным. 


Для того, чтобы запустить сложнейший механизм влияния образа Лолиты на западный мир моды, требовалось визуальное воплощение. Им стал фильм 1962 года режиссера Стенли Кубрика, сценарий для которого писал сам Владимир Набоков. Костюмером картины стала Эльза Феннел (Elsa Fennell). Об этой женщине в интернете почти нет информации, но куда больше о ее работе говорят наряды героев фильма “Лолита”. Они и сейчас смотрятся стильными и даже отвечают современной моде. Мать Лолиты - Шарлотта - любит леопардовый принт, популярный в 2019 году. Она носит платье, блузку и ремень с этим диким узором. Из нарядов Лолиты особо актуальным может показаться комплект с укороченными брюками и объемным свитером. Запоминаются платья с пышными юбками и рубашечным воротником, а поистине культовым стал образ девушки, лежащей в саду в купальнике, широкополой соломенной шляпой и “кошачьими” очками.


Фильм в итоге стал культовым, а образы из него стали копироваться. Например, до сих пор воспроизводится афиша фильма, где Лолита изображена в очках с красной оправой в виде сердец и леденцом на палочке. На просторах интернета можно найти множество подобных фотографий. 





Сами очки-сердечки также стали популярными. Такие в разное время примеряли на себя Лана Дель Рей, Кэти Перри, Перис Хилтон, Мадонна, Снуп Догг и многие другие, а подобные можно до сих пор увидеть на прилавках магазинов. 



 

В 2018 году по вдохновению от образов из фильма была фотографом Памелой Хэнсон создана серия снимков для журнала Vanity Fair Италия. Модель Элла Раттиган воплотила экранный образ в современном исполнении: знакомые очки-сердечки, широкополая шляпа с бахромой. В комплектах сочетаются предметы с отсылками к ретро - клетка виши, горошек, милые повязки на волосы, с современными элементами: спортивными и полупрозрачными платьями, кружевом и популярными пару лет назад термоаппликациями.

И все же фильм не был настолько модным, чтобы перевернуть мир моды. Что же произошло? 

Дело в том, что к началу 1960-х в послевоенной Европе налаживалась жизнь, процветала промышленность и медицина, подарившая эффективные способы контрацепции. В этот момент подрастала молодежь, которая или смутно помнила ужасы войны или вовсе не застала их. Это было новое поколение молодых людей, которые громко заявили о себе. И если раньше мода была ориентирована на взрослых женщин, то теперь молодежь стала основным ее потреби телем; если раньше моду задавали именитые кутюрье, то теперь распространялись субкультуры, диктовавшие свой стиль, который в свою очередь вдохновлял дизайнеров. 




На этой волне менялся и облик моделей, рекламировавших продукцию модной и бьюти индустрий. Так, образ Лолиты пришелся как раз кстати - нет, не тот, экранный персонаж, воплощенный актрисой Сью Лайон. Попробуйте уловить этот противоречивый образ Лолиты: это юная девушка, которая одновременно невинна и порочна; она по-детски неуклюжа, но тем соблазнительна для мужчины. Она не несет в себе осознанного сексуального заряда, но при этом вызывает его у противоположного пола. На Западе этот образ стал символом молодежной революции.




Ярким проявлением этого образа стала модель Твигги - юная девушка с хрупкой фигурой, короткими волосами, которая носит мини-юбки и платья А-силуэта. Эта мода станет более известной как лондонский стиль, стиль Твигги или “baby doll” - казалось бы, лишенные сексуальности наряды, больше похожие на одежду для девочек дошкольного возраста, но в этом и был их эротизм. 

В конце 1970-х мода на детскую непосредственность пошла на спад, и вернулась вновь только в 1990-х в воплощении модели Кейт Мосс. В 1992 году она снялась для журнала Glamour в фотосессии “Charming Lolita” (“Очаровательная Лолита”), которая была вдохновлена романом Владимира Набокова.




А в 1994 году произошел скандал с рекламой мужских духов “Obsession” от Кельвина Кляйна, где девушка также снялась. На постере изображена обнаженная Кейт Мосс, ее лицо выглядит юным, а взгляд - целомудренным. Лежит модель на массивном тяжелом диване, и в этом контрасте угадывается ассоциация с Лолитой и Гумбертом. За такой снимок Кельвина Кляйна хотели обвинить в пропаганде педофилии.


В 1997 году вышла новая экранизация романа Владимира Набокова, где сыгравшая главную героиню актриса Доминик Суэйн примерила на себя стильные образы, которые критиками были признаны стилистически выверенными: глядя на кроп-топы, декор выреза воланами и оборками, вспоминается летняя мода 2016-2017 годов. А чего стоит комбинезончик с короткими шортами и матросским воротником… Правда, лично мне все-таки больше по душе костюмы из экранизации 1962 года - они мне кажутся более стильными.

В 2000-х годах образ Лолиты трансформировался в сексуальную школьницу, воплощением которых стали певица Аврил Лавин, а в России - группа “Тату”. Это были более провокационные образы, нарочито сексуальные.

В 2011 году ярко зажглась звезда, пожалуй, самой известной иконы образа Лолиты в современном шоу-бизнесе - Ланы Дель Рей. Певица не только использует прямые отсылки к персонажу Лолиты в своем творчестве - например, у нее есть одноименная песня, в своих образах она иногда использует очки в форме сердца, одежду в духе подростка, и отражает эту завуалированную сексуальность невинной девочки, а ее клипы зачастую представляют собой аллюзии на фильмы Кубрика и Лайна. 


В том же 2011 году произошел скандал с рекламой парфюма от Марка Джейкобса “Oh, Lola!” В рекламе снялась 17-летняя модель Дакота Фаннинг позировала на розом фоне в нежно-розовом гороховом платье, зажав между ног флакон с духами. Некоторые блюстители морали заметили, что такое положение флакона вызывает сексуальную провокацию, а внешность модели ассоциируется с несовершеннолетней девочкой. В итоге рекламный постер был запрещен.


***

Примеры того, как европейская мода вдохновляется образом Лолиты, созданным Владимиром Набоковым, можно продолжать бесконечно. Неправы те, кто считает, что таким образом рекламщики обращаются к изращенным фантазиям зрителей. Совсем нет. Этот противоречивый образ создает скорее интригу, загадку, когда неясно - изображенная девушка уже искушенная женщина или невинное дитя. И все же, думаю, понятно, что европейское восприятие Лолиты несколько провокационно, т.к. часто содержит явный эротический подтекст. 

Но теперь нам предстоит переместиться в другую часть Земного шара и разобраться с тем, как образ Лолиты повлиял на моду Японии, где этот персонаж воспринимался несколько иначе - не так сексуализированно.


ВОСТОЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

В 1990-х годах в Японии распространилась уличная мода преимущественно для женщин, которая воплощала образ куклы или ребенка викторианской эпохи с отсылками к моде рококо, а наряды содержали обилие рюш, кружев, бантиков. Под пышными юбками девушки стали носить панталоны с оборками, а при встрече - пить чай со сладостями. 


Ивана Плевикова в своей диссертации “Лолита: культурологический анализ” говорит о том, что многие исследователи японской уличной моды “Лолита” отрицают ее связь с романом Набокова, не предлагая никаких альтернатив кроме расплывчатых утверждений “это тайна, окутанная мраком”. Одна из причин, почему эти исследователи отрицают связь японской моды и “Лолиты” Набокова - отсутствие сексуального подтекста и вдохновление викторианским стилем и рококо, что нельзя увидеть ни в романе, ни в экранизациях. Но все намного глубже, чем кажется, ведь феномен лолит в Японии называют “молчаливой революцией молодежи” или “кукольное лицо японского феминизма”. Но начнем издалека.


***
Во-первых, еще с конца XIX века в Японии, как и в Англии викторианского периода, был культ маленьких детей. Вероятно, это произошло потому что повсеместно детство было признано отдельным этапом жизни человека, милым, трогательным и наивным, а поэтому в моде было любование детьми. Одним из популярных персонажей была Алиса Льюиса Кэрролла - девочка, с которой происходят удивительные приключения, требующие от нее смелости взрослого человека. Это персонаж быстро становится прототипом для сёдзи - анимэ для детской аудитории.

Во-вторых, в то время как на Западе нормальным считается, когда взрослый человек избавляется от детских атрибутов, в Японии привлекательность всего милого и детского считается добродетелью, японская молодежь не чувствует сильного давления, чтобы скорее вырасти и устремиться во взрослую жизнь. В то время когда мы с вами воспринимаем человека в футболке с мультперсонажами как “не наигрался в детство”, в Японии это символ психологической безопасности. Конечно, это вызывает опасения у некоторых социологов, которые считают, что японское общество не слишком надеется на свое будущее, а поэтому предпочитает психологически быть в детском возрасте. 

В-третьих, после Второй мировой войны в конце 1940-х в Японию стали проникать атрибуты западной, в частности, американской культуры - фильмы, книги, продукция модной и бьюти индустрий. Начинает навязываться западный эталон красоты и образ жизни. Конечно, актуальные тренды не успевали быстро переправляться из Европы в Азию, а задерживались на десяток лет. Так, например, когда в 1960-х в Европе была мода на мини-юбки, платья а-ля школьница, и популярны были худощавые модели типа Твигги (а мы с вами разобрали, что это было воплощением образа Лолиты), до Японии эти веяния добрались только к 1970-м. Конечно, не в чистом виде. Например, пионер японского стиля “лолита”, создатель бренда MILK Окава Хитоми в своих интервью рассказывал, что вдохновлялся лондонскими бутиками, работами Вивьен Вествуд и… фильмами Стенли Кубрика. 

В-четвертых, вплоть до конца ХХ века в Японии сильным был патриархальный строй и строгое разделение гендерных ролей: женщина должна была выйти замуж в 20-24 года, а брак и материнство рассматривались как основная цель жизни женщины. Но со временем многие женщины стали задумываться о том, что хотели бы чего-то добиться в жизни, или попросту - выйти замуж по любви, и пусть любовь придет после 24 лет. Эти женщины не воевали в двух мировых войнах как европейки, не стояли у станков, а поэтому взяться женской эмансипации неожиданно было неоткуда. 

И теперь внимание! При чем же тут Лолита?

А вот при чем. Женщины хотели чувствовать себя независимыми. В свои 20-24 года они хотели показать, что не готовы к семейной жизни, ведь занимаются учебой или карьерой. А поэтому требовался провокационный, но при этом асексуальный образ. Японки не могли выбрать мужской образ, как это произошло в Европе, не могли выбрать что-то небрежное - все же были сильны традиции. Персонаж Льюиса Кэрролла - Алиса - вполне мог бы подойти. Он ассоциировался с детской невинностью, непринужденностью, обладал притягательностью викторианской эстетики. Да, Алиса была асексуальной, и была бы отличным, мягким сигналом о том, что женщина не готова вступить в брак и осуществить то, что ждет от нее общество. Но в Алисе не было провокации.

Провокация пришла в виде образа Лолиты. В 1970-х роман Набокова в Японии романтизировался, и Лолита предс тавлялась наивной девушкой. И если на Западе ее демонизм олицетворялся в сексуальности, то на Востоке он проявился в ее эгоистичном и даже бунтующем поведении (вспомните, как ее воспринимала мать, как в итоге повела она себя с Гумбертом). 

Но, пожалуй, основной каламбур состоит в том, что если для европейцев Лолита - это объект сексуального желания взрослого мужчины, то для японцев Лолита - это объект желания вернутся в юный возраст взрослых женщин. 

***

Уже в 1970-х годах взрослые девушки стали носить одежду, которая ассоциировалась с подростковым возрастом, и такое явление называли “комплексом Лолиты” или “лоликоном”. Так они заявляли, что хотят жить по своим правилам, сами вольны решать, когда строить карьеру, а когда рожать детей, и главное - не быть сексуальным объектом. Эта феминистическая нота и сейчас прослеживается в моде лолит - многие представительницы предпочитают увеличить фазу своего невинного возраста, не заводить семью и даже оставаться девственницей до того момента, пока она сама не примет такого решения, а не пока “затикают часики”.

Современная мода лолит в Японии актуализировалась в 1990-х, когда в стране разразился экономический кризис, и взрослым девушкам было сложно приспособится к реалиям. Все больше людей предпочитало психологически перенестись в мир детства - где жизнь здесь и сейчас, а будущее прекрасно и безоблачно. В то же время они грустили по этому ушедшему времени, что воплотилось в образе печального викторианского ребенка - готической Лолите. 

***

Параллельно с субкультурой лолит с 1970-х развивалось и другое ответвление образа Лолиты, схожее с западным - стиль “гяру” (искаженное слово “girl” - “девочка”). Это была более агрессивная попытка женского населения стать независимыми и разрушить традиционное представление о женщине. Эти девочки, преимущественно школьницы, увлекались изданиями, пропагандирующими потребительский образ жизни, отказывались от ношения школьной формы, любили ночные клубы и свое счастье видели в общении с состоятельными мужчинами. Пик развития субкультуры гяру также пришелся на 1990-е, во время кризиса все больше женщин хотели найти легкий способ заработать, и к 1997 году за субкультурой “гяру” прочно закрепилась репутация проституток, зарабатывающих себе на дорогие модные вещи. 



Так как возраст этих девочек был от 12 до 18 лет, и их образ в усиленном сексуальном контексте более подходит под наше понимание юной искусительницы Лолиты, логичнее было бы предположить, что именно “гяру” можно было назвать этим именем. Но все гораздо сложнее, как вы поняли.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во что превратилось понимание японской лолиты в Европе и России - даже и говорить не хочется. Все смыслы смешались воедино, и вы уже поняли, во что это выливается.

Ну а мы с вами сегодня узнали, что:

1) на моду повлияла не описанная в романе одежда, а сам образ, характер Лолиты, Более очевидно на мир моды повлияли экранизации.

2) в Европе и Америке образ Лолиты - это девочка, которая источает сексуальность,
в Японии - это девочка, которая идет наперекор нормам.

3) И в том и другом случае образ Лолиты стал символом молодежного бунта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий