среда, 6 февраля 2019 г.

~Зачем китаянки уродовали свои ноги?~

9 см - это стандартная длина ноги для новорожденного ребенка. Но в Китае на протяжении тысячи лет идеалом для женщин знатного происхождения была длина 7 см, такую ножку называли лотосовой, и она была предметом обожания мужчин. При выборе невесты семья жениха в первую очередь интересовалась длиной ноги, и чем меньше была ножка, тем выше ценилась невеста.



ИСТОКИ ТРАДИЦИИ

Есть несколько версий о происхождении жуткого обычая. 

Согласно первой легенде, у императора Сяо Баоцзюань, который правил в 5 веке нашей эры, была любимая наложница с изящными ножками. Она танцевала босиком на золотом помосте, украшенном жемчугом и изображениями цветов лотоса. Восхищённый император воскликнул: «От каждого прикосновения её ножки расцветают лотосы!». Возможно, именно тогда возникло выражение «нога-лотос» или «золотой лотос»; тем не менее, в легенде не упоминается о том, что ноги девушки были забинтованы.

Самая распространенная версия гласит, что правивший в 10 век император Ли Юй попросил одну из своих наложниц, Яо Нян, забинтовать ноги полосами белого шёлка таким образом, чтобы они напоминали полумесяц; затем девушка танцевала «танец лотоса» на кончиках пальцев. Женщины из высшего общества стали подражать ей, а затем эта практика получила широкое распространение.

Исследователи до сих пор не сошлись во мнении, когда именно появилась эта традиция, известно лишь, что обычай бинтования ног стал популярным в период династии Сун в 10 веке. К концу этой эпохи появилась традиция пить из туфельки, в каблуке которой был небольшой бокал. В 13 веке некоторые мужчины пили прямо из туфельки; это называлось «осушить золотой лотос». Традиция сохранилась до 17 века.

Возможно, обычай бинтования ног связан с господствующей в средневековом Китае философией конфуцианства. Философ Конфуций, живший на рубеже 5-6 веков до н.э., придерживался древней концепции “инь и ян”. В соответствии с ней женщина несла в себе начало “инь”, то есть слабость и пассивность. Деформация стопы подчеркивала эти качества женщины. Кроме того, конфуцианство устанавливало строгую социальную иерархию, в которой женщины находились в подчинённом положении по отношению к мужчинам. Трудность самостоятельного передвижения для женщин ограничивала их возможности и тем самым гарантировала незыблемость этой иерархии. Одним из защитников традиции бинтования ног был конфуцианский философ Чжу Си, живший в 12 веке. Он считал, что этот обычай следует распространить за пределы Китая, поскольку он представляет собой правильные отношения между мужчиной и женщиной”.


ПРОЦЕСС БИНТОВАНИЯ

Бинтовать ноги начинали не в младенчестве, т.к. маленькие дети не могут терпеть боль, а после того, как нога будет сформирована - в 5-6 лет. Часто матерей не допускали к процедуре - они могли жалеть своих дочек, это делали бабушка, тетка или прислуга. Процесс состоял из 4 этапов:

1) “Попытка бинтования” - ноги вымачивались в специальных отварах для гибкости, обрезались ногти. Затем стопу сгибали с такой силой, что пальцы вдавливались в подошву и ломались. После этого на ногу надевали специальные носки и туфли, и девочку заставляли ходить - не менее 5 км в день. 

2) “Попытка затягивания” - бинты затягивали все туже, чтобы с каждым разом уменьшать размер ноги. 

3) “Период тугого бинтования” - носок постепенно притягивался к пятке, кости при этом изгибались и иногда снова ломались. 

4) “Бинтование дуги” - на этом этапе добивались формы стопы, которая бы напоминала натянутый лук, а под аркой стопы должно было помещаться яйцо. 

Эти этапы занимали от 3 до 4 лет, а после этого боль становилась менее мучительной.

Осталось множество воспоминаний женщин, которые подвергались в детстве ужасному ритуалу. Вот одно из них: «Я родилась в консервативной семье, и мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в семилетнем возрасте. В тот день я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала: „Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть“. Она вымыла мне ноги и обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой. В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. Мать никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3−4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли — как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног».

Среди последствий бинтования - вросшие ногти, некроз тканей и выпадение пальцев, заражение крови, переломы костей, остеопороз.


ЗАЧЕМ ЭТО БЫЛО НУЖНО?

Во-первых, забинтованные ноги были символом женского целомудрия и мужской власти. Женщина с забинтованными ногами была ограничена в возможности передвигаться самостоятельно, она была вынуждена сидеть дома и не могла пойти куда-либо без сопровождения слуг. Она не могла участвовать в политике и общественной жизни; она была зависима от своей семьи и, в первую очередь, от мужчин своей семьи. Мужья чувствовали себя героями рядом с такими женами. 

Например, в 1915 году один китаец написал: «Я робок, и голос мой дрожит в разговоре с другими мужчинами. Но по отношению к жене, прошедшей обряд бинтования ног и привязанной к дому, я чувствую себя героем, мой голос подобен рыку льва, мой ум подобен уму мудреца. Для нее я целый мир, сама жизнь». Правда, при этом мужчина мог перегнуть палку, ведь вседозволенность развращает. Женщина не могла убежать на таких ножках, из-за чего мужья часто издевались над женами. 

Во-вторых, женщина, неспособная самостоятельно передвигаться, была свидетельством богатства и привилегированного положения её супруга, поскольку он мог себе позволить держать жену в праздности. Правда, при этом женщина должна была соблюдать еще ряд правил, например, не двигать ногами во время отдыха и не шевелить юбкой при сидении.

В-третьих, маленькая ножка имела сильное возбуждающее действие. Например, одним из сильнейших эротических переживаний мужчин было созерцание следов лотосовых ножек на снегу. При этом мужчины никогда не видели их без обуви — вид голой женской ноги считался крайне неприличным. Один из китайских авторов писал: «Если вы снимете обувь и повязку, то эстетическое наслаждение будет навеки разрушено». Даже на китайских эротических изображениях, женщины были изображены обнаженными, но в обуви.

Постепенно забинтованная нога стала признаком красоты и необходимым атрибутом для того, чтобы девушка смогла выйти замуж. Для девушек из бедных семей это давало возможность вступить в выгодный брак. В конце XIX века распространился обычай в бедных семьях бинтовать ноги старшей из дочерей, которую готовили для престижного замужества (уделом её младших сестёр была домашняя работа и брак с крестьянином). Именно сказочные возможности удачного замужества заставляли девушек терпеть адские муки. Правда, при этом нога должна была быть не более 13 см, а лучше 7-8 см, иначе помолвку могли расторгнуть, невесту осмеять. Незамужняя и бездетная женщина, согласно повериям, после смерти превращалась в приведение, которое скиталось без приюта. Это была еще одна причина, по которой девушки готовы были терпеть. 


ПОСЛЕДНИЕ ЛОТОСОВЫЕ НОЖКИ

Первые попытки запретить калечащую традицию попытались в 1664 году, в результате чего появилась язвительная пословица “Мода сильнее императора”. В 1874 году английский миссионер Джон Макгоуэн призвал к уничтожению ритуала, но на его призыв откликнулись всего 60 женщин-христианок, которые создали “Общество небесной ноги”. Под “небесной ногой” понималась обычная, здоровая ступня. К 1883 году, когда уровень образования в Китае стал расти, многие стали понимать, что традиция бинтования не соотвествует прогрессу общества. В 1902 году бинтование ног было запрещено указом императора. Полного запрета на бинтование ног удалось добиться только к приходу коммунистов в 1949 году. Однако обувь для деформированных ног продолжала производиться, поскольку ещё были живы женщины, чьи ноги были забинтованы в детстве. Последняя пара туфелек для «золотых лотосов» была сшита в 1999 году. После этого состоялась торжественная церемония закрытия обувной фабрики, а товар, оставшийся на складе, был передан в дар этнографическому музею.

Интересно знать, что XVII—XVIII веках во Франции возникла мода на китайский стиль (шинуазри). Появились “мюли” — маленькие туфельки (обычно без задника), имитирующие обувь китаянок и часто очень неудобные. В XVII веке мюли использовались в качестве домашней обуви, а в XVIII веке они стали считаться нарядной обувью. Мюли в китайском стиле (например, из цветного сафьяна) в качестве домашней обуви носили также и мужчин. В 20 веке мюли возродил известный обувной модельер Рожер Вивье. Последний раз мюли были на пике популярности в 2015 году.

***
Лично меня передергивает от вида этих лотосовых ножек. Хотя, как уверяют врачи, повальное увлечение каблуками, особенно такими высокими, какими они были в 2000-х, тоже не оставило женщин без причиненного вреда здоровью. Хорошо, что сейчас мода великодушно разрешила женщинам носить плоский ход, и если посмотреть на толпу прохожих, все реже встречаются женщины на каблуках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий