понедельник, 5 ноября 2018 г.

~Зачем дизайнеры создают коллекции странной одежды?~

На различных сайтах, где люди задают вопросы, можно прочесть такое:

“В чем смысл показов мод всяких кутюрье, если такую странную одежду все равно никто не носит?” или “Зачем устраиваются эти безумные показы мод с нелепыми нарядами, ведь всерьез это никто не будет?” Можно увидеть множество статей с подборками креативных нарядов, подписанных так: “Мода, перестань, что ты делаешь?” или “Мода, остановись!” Лично для меня такие коллекции всегда являются самыми любимыми, смотреть “странные” показы всегда интересно - потому что это настоящее шоу. И так как в скором времени на моем канале вас ждут обзоры самых интересных показов, многие из которых непросто понять неподготовленному зрителю, давайте поразмышляем - зачем же дизайнеры создают странную одежду, в которой разве что Леди Гага сможет постоять на сцене.


Начнем с того, что все коллекции делятся на:

haute-couture - “шитье высочайшего качества” или “Высокая мода”
и pret-a-porte - “одежда, готовая для носки”.

Странные и шокирующие коллекции, как правило, мы можем увидеть именно в сегменте haute-couture, т.к. эта мода элитарна,одежда здесь выступает скорее в качестве произведения искусства, стоит дорого и может позволить себе крайние проявления эпатажа. Pret-a-porte нацелено на вкусы большинства, поэтому непонятные обывательскому глазу элементы встречаются здесь редко, разве что на показах дизайнеры могут использовать необычную подачу. Это отличие haute couture от pret-a-porte объяснил в свое время Александр МакКуин:

«В коллекциях Haute Couture я имею право выражать себя как модельер в такой степени, в какой считаю нужным. В прет-а-порте попадают лишь элементы этого самовыражения. К сожалению, все мы прекрасно знаем, что большинству нужен лишь какой-нибудь классический жакет. Но это не моя проблема».

ПОИСК НОВОГО.

Мода - это постоянное движение, смена одних фасонов, длин, материалов другими. Это очевидно: наряды 18 века слишком отличаются от одежды нашего времени. Это совершенно разные объемы, длины, ткани. Такое изменение не было бы возможным, если бы модельеры не экспериментировали: они то увеличивали, то уменьшали ширину юбок, то поднимали, то опускали линию талии. Представьте, как странно и необычно выглядели первые мини-юбки или одежда швами наружу, каблук-шпилька или каблук в виде шара!

Найти новое в современной моде - не такая простая задача. Мы имеем богатый ассортимент самых разных мод - мы многое знаем об одежде разных эпох и разных стран, ведь благодаря интернету и распространению информации мы знаем слишком много. Нас трудно удивить и преподнести нечто невиданное. Но дизайнеры находят выход - сейчас им на помощь приходит текстильная промышленность и ученые, которые разрабатывают новые ткани. Сейчас мы удивляется одежде, напечатанной на 3D принтере или со встроенными светодиодами. А представьте, что испытывал зритель, увидевший впервые латекс, пластик или неопрен?

Как правило, странные коллекции выпускаются в сегменте от-кутюр, а уже оттуда их идеи идут в pret-a-porte, но в более приемлемом виде. Например, представил один дизайнер создал коллекцию полностью из пластика - смотрится интересно, но носить невозможно. А через некоторое время может появиться одежда - из самого обычного трикотажа, но, например, с пластиковым карманом, или туфли с пластиковой вставкой.

Именно в таких странных коллекциях могут зарождаться идеи, которые затем подхватят другие дизайнеры и потребители. Например, в 2000 году Джон Гальяно, вдохновившись образами бродяг, которых он ежедневно видел на берегу Сены, создал коллекцию, где модели напоминали бездомных кошек, при этом нацепившие на себя все самое яркое, что нашли на помойках. Время спустя этот показ стали называть отправной точкой в зарождении стиля бомжа, который сейчас весьма популярен у уличных модников. 

МОДА - ЭТО ИСКУССТВО.

Начнем с того, что одежда, как и еда, например, воспринимается нами исключительно как нечто практичное, чем можно пользоваться в повседневной жизни. Однако создание нарядов - это нечто большее, чем пошив удобного платья. Некоторых модельеров можно назвать скорее художниками, которые несут свои идеи, взгляды с помощью одежды, а также вызывают эмоции у зрителей. И тут все средства хороши - от создания немыслимых персонажей и использования нетрадиционных материалов до применения новейших разработок и презентации невообразимых шоу.

Искусство не обязано нести утилитарную функцию. “Я художник, я так вижу современного мужчину!” - может сказать кутюрье, и отправить парней-моделей ходить по подиуму с голыми гениталиями. Дизайнер может размышлять на тему будущего или прошлого, выпускать на волю свои самые смелые фантазии, иногда концептуально обосновывая, т.е.. рассказывая журналистам об идее данных произведений. К сожалению, как и любое искусство, такая мода рискует быть непонятной непосвященным зрителем - как не понимают, например, работы Малевича или Пикассо. 

Некоторые дизайнеры напрямую сотрудничают с художниками или черпают вдохновение от их идей. Например, Эльза Скиапарелли активно работала с сюрреалистами - так в коллаборации с Сальвадором Дали появилась шляпка в виде туфельки или сумки в виде телефона. Бренд Moschino всегда смеется над модой, воспевая, как и художники поп-арта, продукты массового производства: Макдоналдс, кукол Барби, чупа-чупсы и т.д. 

Странная мода, созданная модельерами-художниками, часто требует собственных размышлений или объяснения от создателя. Например, зрители, наблюдавшие показ коллекции Рика Оуэнса сезона весна-лето 2016, увидели странное дефиле: модели несли моделей, пристегнутых с помощью специальных креплений. Незадолго до показа в Европе произошео всплеск феминистического движения и борьбы с сексуальной объективацией, поэтому Рик Оуэнс, выпуская моделей на подиум, хотел воспеть силу современной женщины. Модельер рассказал прессе: “Этот показ посвящен женскому миру, о котором я имею довольно скромные представления: материнству, сестринству, солидарности. Тому, как женщина становится женщиной, как женщина воспитывает женщину и как женщины оказывают поддержку друг другу”.

Иногда для показов модельеры используют такую форму искусства как перфоманс - когда само произведение составляют действия художника или группы людей в определенном месте и в определенное время. В таком случае, модные показы при наличии культурного или социального подтекста также могут считаться перформансами. Например, показ Александра МакКуина в сезоне весна-лето 2001, стал незабываемым. Перед началом показа зрители сидели напротив огромного стеклянного куба. Таким образом, дизайнер заставил гостей некоторое время рассматривать самого себя и других, создав сатиру на пороки модной индустрии и людей, работающих в ней. 

Перфомансами удивляют и дизайнеры бренда Viktor&Rolf. Например, в 1999 году в сезоне осень-зима они продемонстрировали коллекцию “Матрешка”. На подиуме стояла всего одна модель, которую модельеры одевали и раздевали сами. В совокупности с необычными нарядами, показ выглядел концептуально. А в 2015 году Viktor&Rolf показали платья в виде изломанных картин. Некоторые из них дизайнеры снимали с моделей, разворачивали и вывешивали на стену.


ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЕ КЛИЕНТОВ. 

Самое главное, для чего создаются странные, ужасающие или удивляющие наряды - приток клиентов, увеличение на спрос товаров бренда и приток доходов. Дизайнеру не обязательно вести себя скандально или создавать сверх-сумасшедшие коллекции. Можно привлечь внимание к показу, например, необычным макияжем моделей или аксессуарами. Например, в сезоне осень-зима 2013/2014 дизайнер Craig Green представил привычную мужскую одежду - темные свитера, брюки и пальто, а лица моделей прикрыл масками в виде деревянных досок. Внимание к коллекции было обеспечено! Martin Margela выпустил достаточно сдержанную по меркам данного Модного дома коллекцию женской одежды, а вот лица моделей украшали блестящие маски.

Иногда дизайнеры выпускают всего два-три незабываемых наряда, чтобы сделать их вишенкой на торте коллекции pret-a-porte. Вспомним, например, показ Хуссейна Чалаяна в сезоне осень-зима 2013, где черные и достаточно скучные комплекты затмили платья-трансформеры, изменяющие свою форму и цвет за одно прикосновение.

А один из моих любимых брендов - Victor&Rolf - создают сразу несколько коллекций для разной аудитории. Их свадебные платья поражают воображение, но при этом остаются в рамках понимания обычного зрителя. Их коллекции от-кутюр поражают воображение - одно платье-одеяло чего стоит! Так дизайнеры демонстрируют свое творческое начало, громко заявляют о себе и привлекают внимание к более носибельной одежде. Кстати, мне запомнился показ осень-зима 2004-2005, когда дизайнеры водрузили на голову моделям рога, при этом комплекты, которые они демонстрировали, выглядели достаточно классическими.

Я надеюсь, теперь вам стало понятнее, зачем дизайнеры создают странные коллекции и вы не будете смотреть с усмешкой, хотя порой модельеры и сами с помощью таких нарядов смеются над модой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий