пятница, 21 сентября 2018 г.

~Почему тренды прошлого кажутся нам уродливыми?~


В 1946 году Жак Эйм продемонстрировал самый маленький купальник в мире - “бикини”, появление которого вызвало общественный резонанс и шок, однако спустя время бикини стал любимым фасоном женского купального костюма. В 1962 году, когда Мэри Куант представила миру мини-юбку, это новшество сразу вызвало бурю негодования. “На такие юбки требуется меньше материала, чем на носовые платки викторианской эпохи” - говорили злопыхатели. Но прошло несколько лет - и свои ноги открыли даже представители старшего возраста. В летнем сезоне 2011 года на подиуме, а потом и в магазинах появились разноцветные ажурные сапожки, которые были моментально скуплены, однако спустя всего пару лет их поспешили выбросить. То же самое произошло с уггами, полюбившимися модницами начала 2010-х, и цветочными коронами, и любимым ковбойским сочетанием “джинсы, заправленные в ботфорты”, и длинными острыми носами обуви… И если с примером мини-юбки и бикини все понятно - это удобные предметы гардероба, которые требовали общественного раскрепощения и принятия полуобнаженного тела, то почему происходит такое, что многие вещи, которые мы купили вчера, которые были на пике популярности, сегодня кажутся безвкусными, пошлыми и уродливыми? Попробуем разобраться. 



Этот вопрос до сих пор обсуждается философами и психологами, и точного ответа на него не дано. Еще в 1937 году британский историк моды Джеймс Лавер в своей работе “Вкус и мода” вывел закон изменения представлений о женской моде. Итак, Лавер писал, что наряд будет казаться: 

- непристойным - за 10 лет до своего времени, 
- неприличным - за 5 лет до своего времени, 
- экстравагантным - за 1 год до своего времени, 
- изящным - в свое время,
- безвкусным - 1 год спустя, 
- отвратительным - через 10 лет после своего времени, 
- забавным - через 30 лет после своего времени, 
- причудливым - через 50 лет после своего времени, 
- очаровательным - через 70 лет после своего времени, 
- романтичным - через 100 лет после своего времени, 
- прекрасным - через 150 лет после своего времени.

Но не все так просто, и этот календарь не отвечает на вопрос, почему же мы испытываем стыд за то, что носили. К тому же все, что касается моды - это крайне субъективно. Один и тот же наряд в одно и то же время может восприниматься людьми по-разному: одни будут считать уродливым эту вещь в год своего появления и не наденут. Другие с радостью будут носить и сейчас, и через 10 лет. Другие поддадутся общему ажиотажу, но потом скажут “ЗАЧЕМ МЫ ЭТО НОСИЛИ?” Например, я не понимаю, почему так популярны уродливые рваные джинсы, но они популярны, и только время покажет, как к ним отнесутся через 10 лет. 

Одной причины, почему одежда, которую мы с радостью носили, вдруг становится уродливой в наших глазах, существовать не может, так как мода - это сложный и запутанный процесс, давайте рассмотрим самые правдоподобные предположения, на мой взгляд. 

ЦИКЛ МОДЫ.

Цикл моды - это некий временной интервал существования определенных трендов и предпочтения в выборе одежды и аксессуаров. Исследователи пока не пришли к единому мнению, сколько длится этот цикл, по разным мнениям, от 2 до 9 лет. Это значит, что через это время мы пресыщаемся данной модой. Представьте, на протяжении месяца вы едите одну только овсянку и ничего больше. С течением времени объективно ее вкус не поменяется, но вы уже так насытились ею, что хочется чего-то новенького. А эту кашу нужно срочно выкинуть! В современном мире жизнь тренда более скоротечна - некоторые живут всего один сезон, например, весна-лето, в течение которого вещь настолько заполоняет весь рынок - и оригиналов, и фейков, и реплик, что кажется, будто эта овсяная каша повсюду и никакой другой еды купить нельзя. Отсюда и возникает массовая ненависть к некогда любимому предмету. 

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД.

Иногда мы путаем уродливость с нефункциональностью. Мода движется вперед вслед за техническим прогрессом, а одежда становится все более удобной - так как появляются новые механизмы (автомобили, эксалаторы и т.д.) Некоторые вещи нам начинают казаться нефункциональными, а от этого смешными: представьте мужчину в цилиндре, который зашел в битком забитый автобус, его шляпа тут же пойдет по рукам толкающихся пассажиров! Или женщину в юбке со шлейфом, поднимающуюся на эскалаторе - зажует ведь, и женщина останется без юбки! А как сесть в машину с высокой прической с кораблем или цветочной вазой? Мы предвидим эти нелепые ситуации, и поэтому многие атрибуты прошлого нам кажутся смешными и неуместными. Стоит сказать, что не все вещи мы считаем уродливыми, чаще - просто устаревшими, например, за счет изменения в тканях или крое. Сейчас ткани становятся легче, эластичнее. Именно поэтому драповое пальто бабушки нам кажется старомодным - от одного взгляда становится тяжело, а джинсы начала 20 века нам покажутся деревянными. 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГАРМОНИИ И ЗДОРОВЬЕ.

У каждого из нас на подкорке записаны представления о том, как должен выглядеть здоровый человек и каковы идеальные пропорции его тела. Этим вопросом занимались еще древние греки, создавшие правила золотого сечения и скульптуры, которые до сих пор считаются эталонными. Мы никогда не ходим с линейкой, но на глаз определяем, у кого длинный нос, а у кого большие глаза - это происходит непроизвольно. Поэтому все, что вписывается в рамки обычного кажется нам приятным глазу, так как ассоциируется со здоровьем. Но как только гармоничные пропорции нарушаются - подсознание реагирует на это как на болезнь и интерпретирует как уродливое. Именно поэтому широкие плечи 1980-х, заниженная талия и открытый пупок 2000-х, длинные нарощенные ногти сейчас кажутся нам уродливыми и отторгающими. Некоторые вещи начинают нас пугать потому, что ученые обнаруживают прямой вред, наносимый здоровью: например, корсеты или синтетическая одежда. 

НЕРАЗБОРЧИВОСТЬ.

Однако если такие вещи искажают пропорции, создают ассоциации с болезнями или вредят здоровью, то почему они становятся популярными? Почему женщины до сих пор растят ногти длиной с палец, почему носят узкие или рваные джинсы? Это сложный вопрос, который изучает психология моды. Если коротко, то уродливое порождение моды может быть создано как сумасшедший эксперимент дизайнера, которому нужно привлечь внимание к своему модному дому, т.к. если выпускать привычное и знакомое, то можно потерять внимание покупателей и разориться. Различными путями эти странные предметы распространяются среди знаменитостей, которые шокирующими нарядами могут обеспечить лишнее внимание к себе - тоже своего рода пиар. А затем этот тренд уйдет к поклонникам этой знаменитости и уличным модникам. 

Проблема в том, что основная масса людей не имеет врожденного вкуса в одежде и понимания, как построить свой гардероб, как одеть свое тело. Поэтому многие женщины скупают массу летних вещей, когда большая часть года зима, приобретают на каждый праздник по новому платью, хотя этих праздников не так уж и много, примеряют на себя вещи на два размера меньше только потому, что “внутри меня сидит худенькая девушка как из журнала”. Неразборчивые покупатели провоцируют деятельность неразборчивых производителей дешевой одежды, которые плодят реплики брендовых вещиц, чаще всего такие уродливые, но так похожие на платье из последней коллекции! Поэтому те же ажурные сапожки в исполнении именитого Модного дома настолько отличаются от китайских. Слишком частая смена моды окончательно путает людей, и это ведет к тому, что бабушки носят галлюциногенные принты на халатах,, все подряд носят рваные джинсы. А женщины, в душе считающие себя сексуальными львицами наращивают когти, расписывая их в удивительные цвета, и надевают раздражающее глаз сочетание леопарда с красными розами на коротком платье из синтетики. 

Пишите, если у вас тоже есть предположения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий