вторник, 11 сентября 2018 г.

~Как Эльза Скиапарелли лечила депрессию шляпками~

Осенью 2013 года модельер Кристиан Лакруа представил коллекцию, ключевыми элементами которой стали сюрреалистические детали и варварский мех обезьяны. Эта коллекция стала посвящением легендарной Эльзе Скиапарелли - женщине-модельеру, которая в свое время была главной конкуренткой Коко Шанель. Увы, сейчас ее имя находится в полузабвении и по сей день знакомо либо историкам моды, либо тем, кто серьезно увлечен модой. Коллекция Кристиана Лакруа была создана специально для возрождения модного дома Скиапарелли, и вот уже который год бренд выпускает коллекции одежды, вдохновленные идеями самой Эльзы.



БИОГРАФИЯ 

Эльза Скиапарелли родилась 10 сентября 1890 года в семье итальянских аристократов с богатой родословной. Двоюродный дед Эльзы, знаменитый астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли, прославился открытием в 1877 году знаменитых марсианских каналов. Ее отец, видный востоковед и египтолог Эрнесто Скиапарелли, один из крупнейших археологов конца XIX – начала ХХ века. Предки по матери были египтянами. 

Эльза выросла без родительской любви, поэтому всячески старалась привлечь их внимание. Однажды она решила посадить на своем лице цветы: насыпала семян даже в уши и в нос и чуть было не задохнулась. Чтобы усмирить дочь, родители отправили ее на обучение в закрытый католический пансион, из которого через несколько лет ее выгнали за неприемлемые стихи собственного сочинения. После этого она выпустила поэтический сборник, который был оценен критиками. ей даже пророчили большое будущее в поэзии. 

В 1914 году она вышла замуж. Ее муж - граф Виль­ям де Вендт де Кер­лор - вел себя, как писала Эльза, “подобно летучему облачку в небе. Муж ку­да-то ис­че­зал, день за днем она ча­сами жда­ла его”. Вместе с мужем они переехали в Америку, где Эльза родила девочку. Муж исчез, оставив родных без жилья и денег. Эльза кое-как находит комнату в отеле, пробует работать в разных местах, параллельно приобретая полезные знакомства. Вскоре оказалось, что ее маленькая дочь Гого больна детским параличом, что стало для женщины шоком. 

В 1922 году Эльза Скиапарелли переезжает в Париж, где однажды она попала в модный дом Поля Пуаре, который подарил ей шикарное манто из черного набивного бархата, а вскоре он стал дарить необычной женщине великолепные наряды. Вскоре она решила рисовать эксизы для разных модных домов. Правда, однажды ей посоветовали заняться разведение картошки, а не созданием платьев, для чего нужны умения и талант. 

В 1927 году ее навестила приятельница из Америки, на которой был простой свитер, который заинтриговал Эльзу. Она писала: “Свитер был ре­шитель­но нек­ра­сив по фор­ме и цве­ту; элас­ти­чен, но не рас­тя­гивал­ся, как дру­гие вя­заные ве­щи”. 

– Где вы это ку­пили? – спро­сила Эльза. 
– Это? Де­ло в том, что од­на жен­щи­на… 

«Од­на жен­щи­на» ока­залась ар­мян­ской кресть­ян­кой. Эльза от­пра­вилась к ней и предложила связать по ее эскизу. Она нарисовала боль­шой бант в фор­ме ба­боч­ки спе­реди на шар­фе, об­мо­тан­ном вок­руг шеи, – при­митив­ный дет­ский ри­сунок до­ис­то­ричес­кой эпо­хи. А на сло­вах по­яс­ни­ла: «Бант дол­жен быть бе­лым на чер­ном фо­не, и с из­нанки все то­же бе­лое». Через некоторое время об свитерах узнал свет Парижа, так началась карьера Эльзы Скиапарелли как модельера. 

В одном из своих роликов я рассказывала о книгах об Эльзе Скиапарелли, одна из которых автобиографическая - “Моя шокирующая жизнь”. 


ИЗОБРЕТЕНИЯ 

Бутик и прет-а-порте. Первый в мире бутик открылся на Вандомской площади, и его владелицей была именно Эльза Скиапарелли. Дизайнер предложила женщинам покупать готовые изделия, вместо того, чтобы заказывать индивидуальный пошив, так и появилась концепция бутика, маленького магазинчика, где можно купить готовую дизайнерскую одежду. 

Шоу-показы. Именно она превратила простое дефиле в эффектное представление под музыку. Каждый показ имел свою тему и раз за разом вызывал шок у зрителей, но разве не этого жаждит толпа? 

Шокирующий розовый. В 1930-х, когда дамы облачали себя в приглушенные пастельные тона, появление нового оттенка розового, действительно шокировало публику. Эльза всегда любила выходить за рамки, но делала она это, исключительно элегантно. Также, дизайнер любила сочетать цвета, смешение, которых, не представлялось возможным, например оливковый и алый, бирюзовый и бордо, розовый и зеленый. 

Свежая пресса. Именно Эльза Скиапарелли придумала наносить на одежду принт с газетными вырезками. На шарфах и платьях красовались вырезки из газет о самой Эльзе Скиапарелли. 

Брюки-кюлоты. В 1930 году женщинам нельзя было носить брюки, тогда Эльза Скиапарелли придумала штаны, которые не отличить от юбки издалека. Изобретение было гениальным для моды тех времен и сильных современных женщин. 

Молнии. В те времена, когда жила и творила Эльза Скиапарелли, молнии в качестве застежек использовали только на сумках. Но дизайнер сразу предсказала успех молний на одежде и сразу начала использовать их, так как подобные застежки значительно экономят время и очень удобны в использовании. 

Татуировки. В отличие от других дизайнеров, которые выдвигали, лишь, новые трактовки старой классики, Эльза черпала вдохновение извне. Украшать свои вещи Эльза любила изображениями, напоминающими татуировки моряков. Раньше такое и в голову не могло прийти, но нововведение пришлось по вкусу парижским модницам. 

Стиль “Авиатор”. В 1927 году состоялся первый перелет через Атлантический океан. Совершил его Чарльз Линдберг. Это событие подвигло Эльзу на создание новой коллекции, которая стала основой стиля «пилот». Ее восхищали геометричные силуэты формы пилотов, и так появились на свет первые женские жакеты с увеличенными плечами. Стоит отметить, что Марлен Дитрих была ярой поклонницей творчества дизайнера и сделала данный фасон визитной карточкой своего образа. 

Стиль “Цирк”. Когда Эльза Скиапарелли посетила выступление американского цирка «Barnum», в свет вышла ее коллекция, наполненная эстетикой кочующих цирков 20-30-х годов. Дорогие ткани украшали изображения шатров, гимнастов и эквилибристов, клоунов и животных. А палитра цветов радовала глаз яркостью и эксцентричностью. Мода начала изображать окружающий мир, его аспекты, которые до Эльзы не показывал и не применял в одежде абсолютно никто. 

Сюрреализм в моде. Наиболее плодотворной стала дружба Эльзы с великим Сальвадором Дали. Он подсказал ей идею сумки-телефона и платья с омаром и листиками петрушки. Для карманов жакета художник придумал ручки, как у выдвижных ящиков. Под влиянием Дали Эльза создала перчатки с карманами для спичек и необычные шляпы, которые могли выглядеть как чернильница, поношенная туфля или баранья отбивная. 

Флакон в форме женского тела. Секс символ 30-х годов, киноактриса Мэй Уэст, которую воспевал Сальвадор Дали, была одной из преданных фанатов искусства Скиапарелли. Ей не хотелось посещать постоянные примерки, и эксцентричная блондинка выслала в бутик Эльзы гипсовый слепок своего тела, в позе Венеры Милосской. Скиапарелли же, в свою очередь, использовала идею для создания флакона к своим духам под названием «Shoking». 


СОПЕРНИЧЕСТВО СКИАПАРЕЛЛИ С КОКО ШАНЕЛЬ 

В 1920-1930 в мире моды разгорелась нешуточная битва между двумя гениальными и скандальными модельерами - Эльзой Скиапарелли и Коко Шанель. Одна предлагала дамам маленькое черное платье и строгий силуэт а-ля гарсон, другая играла с материалами, цветами, аксессуарами, предлагая сочетания розового и зеленого. 

Коко Шанель относилась к сопернице с еле сдерживаемым презрением и называла ее не иначе как «та итальянская художница, которая делает платья». Они постоянно переманивали друг у друга манекенщиц и клиентов. Однажды, пригласив Эльзу на ужин, Шанель выкрасила белой краской ее стул, заметив, что это пойдет на пользу ее чересчур яркому и пестрому наряду. В ответ на это Скиапарелли выпустила одежду с карикатурным изображением Шанель. 

Габриэль считала, что любовь Скиапарелли к смелым принтам и ярким цветам – это безвкусица, вульгарность и отсутствие чувства меры. Эльза называла соперницу скучной мещанкой, выскочкой и содержанкой, и заявляла: «Девяносто процентов женщин стесняются выделиться. Они волнуются, что о них скажут другие. Поэтому и покупают серые костюмы. Но они не должны бояться выглядеть иначе». 

А в конце 1930-х годов руководство Голливуда подписало с итальянкой контракт на создание костюмов для кинокартин. Примерно в этот же период подобный контракт был расторгнут с… мадемуазель Коко до Шанель под предлогом того, что ее платья невыразительно смотрелись на экране! Но затем началась Вторая мировая война. Коко Шанель стала сотрудничать с нацистами, к которым Скиапарелли относилась весьма враждебно. Модные дома обеих кутюрье были закрыты, Эльза в военное время занималась благотворительностью и работала медсестрой в американской больнице. После войны она так и не смогла вернуться в мир моды.Она умерла в 1973 г., завещав похоронить себя в пижаме цвета «Shocking». Удивительно, но наши дни Эльза Скиапарелли – самый цитируемый дизайнер современности, нестандартные идеи которой смогли по-настоящему оценить только через несколько десятилетий. 

Примирил соперниц после войны Кристиан Диор. Его свежие идеи и «новый силуэт» отодвинули обеих дам на второй план. Обе были вынуждены распродавать свои Дома моды. Эльзе удалось уйти элегантно. Она второй раз вышла замуж, родила еще двоих дочерей, переехала с семьей в Тунис, издала мемуары и лишь изредка напоминала о себе. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий