среда, 30 мая 2018 г.

~Почему в моде стиль бомжа (homeless style)?~

30 января 2010 года на площади Тяньи в китайском городе Нинбо молодой фотограф, снимающий в основном уличных модников, поймал в объектив камеры интересного экземпляра: помятого вида парень в широких джинсах, с собравшимися на коленях складками, оригинально завязанном поясе из платков и в распахнутом пальто. Вроде бы ничего, если бы колорит персонажа не дополнял бы явно бомжеватый вид. Фотограф, ради шутки, разместил его фото на форуме, и неожиданно оно вызвало массу откликов и комментариев, по поводу стиля, походки и выражения лица этого бездомного. Люди отмечали, что у него хороший вкус и выглядит он словно модель на подиуме. Заинтересовавшиеся, смогли найти этого бродягу, выяснили, что зовут его Чэн Го Жун, регулярно отслеживали его луки, и приезжали фотографироваться с ним, как с местной звездой! Ходят слухи, что эта история закончилась как сказка о Золушке: внешностью парня заинтересовались работодатели, и теперь он участвует в модных показах, снимается в рекламе, и по мотивам его истории даже хотели снять фильм.



В 2012 году украинский фотограф Юрко Дячихин нашел уличного модника - Славика - с которым за 2 года сделал почти 100 снимков. Славик - бездомный цыган, но его образ жизни отличается от других бомжей. Он не таскает с собой баулы много мешков, не роется в мусорных баках и не общается с другими бродягами. Славик почти никогда не носит одну и ту же одежду дважды. Более того, он регулярно подстригает бороду, меняет прическу в зависимости от имиджа и бреет подмышки.

Если мы посмотрим на сводки стрит-стайла или на улицы больших городов, то увидим, что многие люди одеты так, будто нашли одежду на помойке: неопрятная, рваная, слишком большая, наслоенная друг на друга как сельдь под шубой. Эталонными бомжами выступают Хелена Бонем Картер в паре с Тимом Бертоном, Кира Найтли, Джонни Депп, Брэд Питт, Рассел Бренд, Джон Гальяно и Киану Ривз. Бомж-стайл уже давно стал отдельной частью уличной культуры и перекочевал, как это часто бывает, на подиумы. 

КТО ТАКИЕ БОМЖИ?

Бомж - это термин протокола советской милиции, в дальнейшем перекочевавший в сленг. Данным сокращением обозначались лица Без Определённого Места Жительства, то есть бездомные. С 1990-х годов в России слово стало распространённым и нарицательным; часто употребляется в уничижительном смысле применительно к опустившимся людям, ведущим асоциальный образ жизни. Однако среди таких людей есть те, кто стал жертвой обстоятельств: одни лишаются жилья из-за пожара, многие страдают от деятельности чёрных риелторов. Бывают старики, которых выгоняют дети. История бродяжничества исчисляется веками. Если в античной Европе нищих практически не было, а бродяги быстро попадали в рабство, то в Средние века европейское нищенство расцвело пышным цветом. Расцвет средневекового попрошайничества был неразрывно связан с господствовавшим в ту эпоху церковным учением. Еще Иоанн Златоуст, живший в IV веке н. э., учил, что бедным нужно подавать милостыню вне зависимости от того, заслуживают они ее или нет. Нищелюбие сделалось обязательным для любого христианина, а раздача милостыни стала восприниматься как верный путь к спасению души. Поскольку спасения жаждали все христиане, нищие оказались востребованы обществом. Но нищих терпели и прикармливали до тех пор, пока они не стали представлять реальную угрозу обществу. С 1347 по 1351 год в Европе свирепствовала «черная смерть» (бубонная чума), выкосившая от четверти до половины населения континента, причем разносчиками заразы нередко оказывались бродячие попрошайки. После великой эпидемии отношение к нищенствующим значительно ухудшилось. К 19 веку почти во всех странах Европы были приняты законы по борьбе с нищенством, которые действовали по одному и тому же принципу. Бродяг и попрошаек делили на несколько категорий, стремясь отделить несчастных, волею случая оказавшихся без работы и пропитания, от злостных лентяев. Внешний вид бродяг во все времена были одинаковыми - как правило, это калеки или старики в потрепанной рваной одежде, как например, на картине Ван Дейка “Святой Мартин и нищие” или “Три голь” Джакомо Черутти. Но почему сейчас вполне благополучные граждане решили подражать этому неопрятному стилю? 

 ИСТОКИ СТИЛЯ

Отправной точкой в появлении стиля послужил показ весенне-летней коллекции Christian Dior 2000-го года, на котором гений и провокатор Джон Гальяно выпустил своих моделей в ассиметричных шелковых платьях с прическами, напоминающими больше спутанные патлы, чем искусство prêt-à-porter. Позже дизайнер объяснил, что он вдохновился внешним видом бездомных людей, которых он видел каждый день на берегу Сены во время утренних пробежек. В 2005 году тему подхватили близняшки Олсен, уставшие от образов милых школьниц, а в 2006 насущный для Америки вопрос подняла модель Тайра Бэнкс, которая проявила сочувствие к нью-йорксим бродягам и переоделась в бомжа на один день. Авангардные веяния тут же подхватили и другие именитые дизайнеры, стилисты и фотографы. В 2010 году итальянский Vogue опубликовал фотосессию чешской топ-модели Евы Герциговы, основной концепцией которой стало отражение одного дня из жизни бездомных, одетых в Gucci, Dolce & Gabbana, Maison Martin Margiela, с гитарой в руках, наколками на груди и плечах и байком на заднем плане. Именно эти фотографии вдохновили безумную Вивьен Вествуд на создание не менее безумной коллекции. Ее показ осень/зима 2010-2011 в рамках Миланской Недели Мужской Моды затмил все предыдущие попытки дизайнеров приобщиться к миру бомжей. Пол подиума стилисты застелили коробками, но чтобы попасть на него, модели вылезали через дыру в картонной стене. Их лица и волосы были нарочно испачканы, некоторые даже просили милостыню у первых рядов, а сама старушка Вивьен в конце показа выезжала на больничной койке. Стиль бомжа, или Homeless style, получил большое распространение в Европе и США, особенно в высших богемных кругах. Художники, актеры и просто творческие люди носят дизайнерские вещи с эффектом искусственного старения, которого добиться не так-то просто. Исключительно натуральная ткань окрашивается в технике Cold Dye при нормальной температуре воздуха, без отпаривания, а затем несколько раз высушивается, благодаря чему цвет полотна тускнеет и одежда выглядит поношенной. Добрался тренд и до России.

КРИТИКА

На одном форуме психологов я наткнулась на интересное мнение Ирины Медведевой, директора Общественного института демографической безопасности. Она считает небрежность в одежде психическим отклонением. «Обратите внимание, - говорит психиатр, - сейчас активно пропагандируется неряшество — грязные засаленные волосы, рваные чулки, драные джинсы, полы пальто или рубашки разной длины или застегнуты не на те пуговицы. В психиатрических больницах знают, что в истории болезни есть такая графа: опрятность больного. Если больной не опрятен, это показатель очень тяжелого психиатрического расстройства. Когда человек постоянно носит рваные носки или чулки, не моет волосы или неправильно застегивает рубашку, это есть психиатрический симптом, который сегодня, к сожалению, существует в качестве признака молодежной моды». Мода переменчива, и нельзя определенный стиль рассматривать как патологию, тем более когда человек осознанно выбирает для себя этот стиль и знает границы опрятности. Не надо путать моду с запущенностью! Кстати, последнее означает больше загрязнение калом и мочой. Сейчас мы можем покрутить у виска, говоря о жестких корсетах, турнюрах, фижмах и прическах в виде кораблей. Мода всегда экстравагантна в своих проявлениях, она всегда экспериментирует.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно смело заявить, что бомж-стайл — антипод гламура со свойственной ему нарочитой красивостью. Поклонники этого направления не пытаются себя украшать. Если не доводить идею до абсурда, бомж-стайл может быть вполне носибельным. И голливудские знаменитости — тому пример. Одной из ключевых идей бомж-стиля является многослойность. Искусство многослойности освоить нелегко — не каждому дано умение сочетать несочетаемое и выглядеть при этом на миллион долларов. Именно это искусство и несут в массы звезды — с переменным успехом. Любой стиль сложен в исполнении, особенно тот, в котором так легко переборщить и из модника превратиться в маргинала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий