понедельник, 30 апреля 2018 г.

~Почему траурный цвет - черный?~

В одном из прошлых роликов мы с вами узнали, что самым древним цветом траура у многих народов был белый цвет. Эта традиция до сих пор осталась, к примеру, в православии: покойника облачают в белый саван, а на ноги надевают белую обувь. Не так давно я слышала такую историю: одна женщина пришла на похороны в белом берете, за что ее осудили присутствующие, ведь хотя белый головной убор более чем уместен для этого случая, большинство людей уверены, что именно черный испокон веков был цветом траура. Сегодня мы узнаем, откуда пошла такая традиция. 



Точного ответа, кто и когда ввел в траурную моду черный, нет. Черный цвет был символом смерти еще в Древнем Египте - если он наносился на статую, у некоторых народов черный ассоциировался со смертью лишь потому, что это было что-то непознанное, таинственное, в большинстве же смерть считали продолжением жизни, поэтому использовали белый цвет. Считается, что обычай носить черное в день траура уходит корнями во времена Античности, когда граждане Римской империи носили тогу из темной шерсти в дни траура. Для древних греков и римлян смерть отнимает у человека античного мира тот свет, что радует его в течение краткой жизни, она наступает, говорит Катулл - как вечная ночь, царство сна, от которого ты уже никогда не очнешься. Смерть черна, темна, страшна, печальна и кровава - именно так определяет ее Гомер. В эпоху христианства отношение к смерти изменилось - смерть воспринималась как воссоединение с Богом и отход на светлые небеса, поэтому европейцы стали использовать белый цвет в трауре. В прошлом ролике о трауре я рассказывала о значении белого цвета в разных странах. И все-таки сейчас траур черный.

Есть упоминание о том, что одной из первых стала носить траур королева Анна Бретонская (ее годы жизни 1477-1514), она любила носить черное, потому что этого цвета был традиционный бретонский костюм. Бретонская земля скудна, климат переменчив, и Бретань всегда была бедным регионом, отсюда и простота народных костюмов. На похоронах своего второго мужа, Людовика 12-го, Анна Бретонская потребовала от придворных, чтобы они оделись в черное. До этого момента двор носил на похороны белые одежды. С тех пор при французском дворе в дни траура стали носить черное. Этот обычай переняла аристократия, а за ней и простой народ.

Следующими законодательницами черной траурной моды стали женщины Генриха 2 (1515-1559) - его жена Екатерина Медичи и любовница Диана Пуатье. В 1531 году красавица Диана де Пуатье похоронила мужа – графа Луи де Брезе. В память о нем Диана решила до конца своей жизни носить траур. И даже став возлюбленной и официальной фавориткой короля Генриха II цвета ее одежды не изменились – она всегда ограничивалась белым или черным. Король Франции, несмотря на разницу в возрасте (Диана де Пуатье была старше на целых 20 лет) до безумия любил ее. По признанию современников, Диана действительно была прекрасна, на нее не «действовал» даже возраст, ее считали эталоном красоты: придворные дамы стремились подражать ей, копировали прическу, жесты, походку. Сам Генрих II подтверждал cвою любовь не только бесценными подарками (бриллианты, замки, титулы), но и тем, что одевался исключительно в «ее» цвета - белый и черный. Конечно же, вслед за королем и его фавориткой весь двор стал «черно-белым». Несмотря на культ Дианы, главной законодательницей мод была итальянка Екатерина Медичи, которая установила эталон талии в 33 см, ввела в моду каблуки, т.к. была невысока ростом. Несмотря на то, что она родила десятерых детей, она не смогла добиться любви от мужа, и поэтому растворилась в политике, которая, правда, способствовала падению дома Валуа. Она любила своего мужа и писала как-то одной из дочерей «Я любила его и буду верна ему всю жизнь», несмотря на все унижения, что она терпела при дворе .В кругу семьи 10 июля 1559 года из-за ран, полученных на турнире, умер Генрих II. Копье врага скользнуло по его шлему и проткнуло глаз, оставив в мозгу осколок. Екатерина Медичи сделала себе символическую эмблему сломанного копья, взяла девиз «От этого мои слёзы и моя боль» и 30 лет носила траур по мужу, из-за чего ее прозвали “черной королевой”. Хотя это прозвище олицетворяло и жесткоие поступки, которые она совершала, один из таких - Варфоломеевская ночь, когда Пригласив гугенотов на свадьбу своей дочери с Генрихом Наваррским, королева устроила для них западню. В ночь с 23 на 24 августа 1572 г. по ее приказу католики убили около 3000 гугенотов. Когда французский посол приехал в Англию, то английская королева Елизавета и ее придворные оделись в черный цвет. Таким образом они отдали дань печальному событию.

Еще в Средние века правила траура разделились по сословному признаку. В семьях низших сословий ему не придавали большого значения и не уделяли много времени. Чем выше был ранг знатной особы, тем внушительнее должен был выглядеть траур по усопшему. В рыцарские времена, насколько мы знаем из легенд о рыцаре Ланселоте, рыцари мазали черным свои щиты, коротко стригли волосы и бороды. Дамы надевали платье наизнанку и коротко отрезали хвосты своим лошадям. Но все это не было обязательным, и срок траура не ограничивался. 

При правлении Людовика XIV были введены строгие правила придворного этикета, а все события при дворе сопровождались пышным церемониалом. Не удивительно, что при дворе появилась специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. При нем еще не было сформировано четких траурных традиций, но идея описывать правила, которые строжайше нужно исполнять, в 1765 году вылилась в книгу «Правила придворного траура в хронологическом порядке». Согласно этой книге, существовал «большой траур». Его следовало носить по смерти родителей, дедушек и бабушек, супруга, брата. Весь его период делился на три части: шерстяной, шелковый и малый траур. По смерти родителей шерстяной траур длился три месяца, в этот период правила предписывали простую тканую одежду и самые простые принадлежности к ней. После этого шесть недель разрешалось носить черное шелковое платье с черными украшениями. В следующие шесть недель мрачность строгого траура смягчалась черно-белым сочетанием малого траура, эту одежду шили из любого материала тонкой выделки, к ней можно было надевать бриллиантовые украшения. Продолжительность траура обычай определял так: по супругу и супруге - полтора года, отцу и матери - шесть месяцев, дедушке и бабушке - четыре с половиной месяца, брату и сестре - шесть недель, дяде и тете - три недели, двоюродным родственникам - пятнадцать дней, племянникам - восемь дней.

В девятнадцатом веке траурные традиции укрепились благодаря королеве Англии Виктории.Она крайне тяжело перенесла смерть горячо любимого супруга, принца Альберта, скончавшегося в 1861 году в возрасте сорока двух лет, вероятно, от брюшного тифа. Пережившая его на сорок лет Виктория продолжала носить траур по нему до самой смерти. После смерти мужа она редко появлялась на публике и вела относительно уединённый образ жизни. Благодаря королеве Виктории культ траура стал массовым явлением в среде высшего и среднего класса и приобрел четко установленный этикетом регламент. 

В течение года и одного дня женщина должна была носить исключительно черное платье, почти полностью покрытое крепом, и накидку из бомбазина, шерсти и шелка. В одежде не допускалось ничего блестящего. Из драгоценностей - только обручальное кольцо и специальные траурные украшения из гагата. На голову надевалась траурная шляпка с вдовьим чепцом и вуаль из крепа. Вдова должна была писать на специальной бумаге с черной каймой. После окончания этого срока надевалось черное платье с отделкой из крепа. Через полгода можно было окончательно избавиться от крепа и носить простое черное платье. Через два года вдова переходила к полутрауру. В одежде появлялись серый, лиловый, белый цвета, гагат заменялся на жемчуг и аметисты. В начале 20 века черный цвет как траурный окончательно установился в Европе. 

В 1970-х годах в Великобритании из панк-движения выделилась субкультура готов, а ее расцвет и появление специфического стиля в одежде произошли в 1990-х. Именно тогда приверженцы стиля обратились к настроению декаданса, черный цвет стал символом траура по жизни, полной страданий. Вдохновением для создания образа классических готов стали траурные одежды королевы Виктории. 

Интересно знать, что в современной моде активно эксплуатируется образ сицилицской вдовы, популяризации которого способствует бренд Дольче и Габбана - черные кружевные платья постоянно встречаются в их коллекциях. Как и в большинстве стран мира, черный в Италии – это цвет траура, достигший особой «глубины» на юге страны, на солнечной Сицилии. Именно здесь, в городке Модика в провинции Рагуза еще в прошлом веке был распространен обычай в знак траура и скорби перекрашивать в черное даже двери и мебель в доме умершего. Сицилийки в глубоком трауре оборачивали в черный шелк или нитки даже … расчески для волос и сережки.Несмотря на многочисленные запреты властей, эти обычаи продолжали бытовать на Сицилии вплоть до недавнего времени. По словам Моники Беллуччи (MonicaBellucci), снимавшейся в 2000 году на Сицилии в фильме «Малена», в этом местечке «многие женщины до сих пор одеваются в черное и прикрывают себя с ног до головы». К слову сказать, образ сексуальной вдовы стал пропагандироваться с помощью фильмов и книг об итальянских мафиози, чьи молодые вдовы испытывают целую гамму противоречивых чувств и тем привлекательны.

Безусловно, тема траурной моды достаточно сложна и многогранна, надеюсь, я смогла рассказать о том, как в моду вошел черный траур и как появилась траурная мода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий