четверг, 12 апреля 2018 г.

~Как космос повлиял на моду?~

На календаре 12 апреля, а это значит, что исполнилось 57 лет со дня первого полета человека в космос. Я думаю, нет ни одного человека, который бы ни разу не мечтал о том, чтобы побывать в звездном пространстве и увидеть космос своими глазами. Космос как величайшая загадка мироздания во все времена манила человека, и лишь в современном мире каждый может почувствовать себя космонавтом - для этого необязательно садиться в ракету. Мода наших дней предлагает широкий выбор одежды и аксессуаров, намекающих на причастность к космической теме. Как именно космонавтика повлияла на моду и как развивалось это направление - в моем сегодняшнем видео.  




Космические мотивы и фантазии о будущем встречаются в различных коллекциях из сезона в сезон. У кого-то из дизайнеров это аккуратные акценты в виде массивных, серебряного цвета украшений, кто-то предпочитает яркие принты в виде планет, ракет и космонавтов, кто-то воспроизводит образы знаменитых киногероев. Повальное увлечение космосом в современном мире обусловлено возможностью выхода человека в межпланетное пространство, однако такое было возможно не всегда.

Понимание, почему дизайнеров так интересует тема космоса, не может быть достигнуто без погружения в историю космонавтики. Идея космических путешествий возникла после появления гелиоцентрической системы мира, когда стало ясно, что планеты — это объекты, подобные Земле, и таким образом, человек вполне мог бы их посетить. Первым опубликованным описанием пребывания человека на Луне стала фантастическая повесть Кеплера «Somnium», написаная в 1609 году. Фантастические путешествия на другие небесные тела описывали также Фрэнсис Годвин, Сирано де Бержерак и другие.

Романы Жюля Верна «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны», опубликованные в конце 19 века, описывали полёт Земля—Луна, а 1 сентября 1902 года во Франции состоялась премьера первого научно-фантастического фильма «Полет на Луну» Жоржа Мельеса. К слову, на этот фильм 6 лет спустя был снят ремейк. 

А 22 сентября 1924 года в московском элетротеатре «Арс» состоялась премьера классический немой фильм “Аэлита” Якова Протазанова. Кроме нашей планеты, действие этого фильма разворачивается еще и на Марсе. Картину довольно жестко критиковали, досталось и костюмам фильма: «Много хорошего в работе художника по костюмам. Мужские безукоризненны, но дамские… слишком напоминают «Ателье мод» с Петровки». Марсианские костюмы называли «нелепыми, неудобоносимыми», писали: «Марс населяют не то римские легионеры, не то современные водолазы», «сама Аэлита поблекла под бременем костюма».

Изначально над костюмами работал Исаак Рабинович, художник по костюмам МХАТа, затем пригласили Александру Экстер, одну из «амазонок авангарда», художника Камерного театра Александра Таирова. Она работала и над модной одеждой, ее модели можно увидеть в единственном номере журнала «Ателье» (1923 г.).Большой сложностью для художницы стала реализация марсианских костюмов в черно-белом кино. На помощь пришла эстетика конструктивизма, его геометризм. В ней же Виктором Симовым были созданы и декорации Марса, что давало стилистическое единство марсианским сценам. Оба платья Аэлиты очень узкие, она не может в них быстро двигаться или бегать, сложные головные уборы заставляют ее стоять прямо: она королева и суетливые движения ей должны быть чужды. В костюмах других марсианских персонажей Экстер активно использует круги, прямоугольники, волну, ломаные линии, треугольники, делая наряд более интересным за счет контрастных и нестандартных материалов: пластик, металл, картон.

Как мы можем видеть, первая одежда космической тематики была мало приспособлена для повседневного ношения. Это были театральные костюмы для фильмов. Так продолжалось вплоть до 60-х годов 20 века.

***

12 апреля 1961 года, ранним весенним утром, мощная ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли - гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту. Этот день навсегда вошел в историю человечества. А для дизайнеров это событие стало мощным источником вдохновения.

Еще в 40-х годах века в Центральном аэрогидродинамическом институте разработали первый космический скафандр. Это была конструкция из прорезиненной ткани белого цвета с обилием блестящих металлических элементов, которая и послужила прототипом многих футуристических идей в моде. Именно эта констуркция, а также новые разработки в текстильном производстве и привлекли внимание первопроходца модного футуризма - 
Андре Куррежа. 

АНДРЕ КУРРЕЖ


Родоначальник космической эстетики как мотива в повседневной одежде. Одежда Куррежа отличалась графичными формами, кропотливой работой над кроем и деталями. В своей первой коллекции 1964 года он продемонстировал мини-платья, туники и обтягивающие брюки из пластика и металла. Были там и шляпы-шлемы,которые напоминали шлем космонавта и являлись составляющими стиля лунной девушки, как он сам говорил. Цвета коллекции также должны были напоминать о холодном космосе - белые, бледно-розовые, бледно-голубые. Многие наряды имели круглые вырезы на спине и животе. В нашумевшей коллекции 1968 года “Space age”, которая к слову, скорее была спортивной, чем космической, Курреж умело использовал синтетику, никому не знакомый ранее неопрен, пластик и металлические детали. Обувь на плоской подошве – "сапоги-гольфы" без каблука по лодыжку и выше, из латекса или металлизированной кожи - еще одно крайне практичное и необычное для того времени изобретение кутюрье. Несмотря на авангардный характер каждой коллекции, одежда от Куррежа быстро перекочевала на улицы.

ПЬЕР КАРДЕН


Образы "Эры Космоса" из (первой футуристической коллекции дизайнера) и многих других показов Пьера Кардена шокировали публику далекого 64-ого года, но окончательно и бесповоротно завоевали сердца богемного мира. В отличие от коллег по цеху, которые все-таки ориентировались на покупателя и адаптировали фантастику к реальности, Карден придал космической эстетике больше театральности. Его наряды были похожи на абстракции, а обильное использование пластика и винила действительно напоминало одежду для путешествий в космосе.. В 1970 году Пьер Карден вышел за переделы подиума и создал не новую космическую коллекцию, а разработал дизайн скафандра для НАСА.

Ещё один смельчак, перевернувший представление о моде с ног на голову, - 

ПАКО РАБАН


В 1966 году вышла егго коллекция, которую он назвал “12 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ И НЕГОДНЫХ К НОСКЕ МОДЕЛЕЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫЗ МАТЕРИАЛОВ”. Это была одежда из целлофана, аллюминия, картона, пластика, со вставками из металлических колец и пластин. эту коллекцию Рабанна прозвали космической, а Коко Шанель неодобрительно отозвалась о дизайнере, окрестив металлургом. Однако наряды от Раббана произвели такой фурор, что его костюмы, похожие на доспехи и кольчуги, мгновенно перекочевали на экран. 

Сегодняшняя мода на космос — это своего рода стык прошлого и, как ни парадоксально, будущего.У современных дизайнеров гораздо больше возможностей «отыграть» эту тему на свой лад. Модели на показе Chanel носят серебряные пальто, стеганые металлизированные накидки и платья с принтами в виде космонавтов. У Balenciaga можно найти юбки, сделанные словно из обшивки космического корабля. Даже Dolce & Gabbana пожертвовали знаменитыми цветочными принтами в пользу изображения космонавта в открытом космосе. В распоряжении дизайнеров фильмы, и книги, и комиксы, и компьютерные игры, а также они могут практически бесконечно цитировать космическую ретро-моду. Кроме того, за дизайнерами стоят современные технологии, позволяющие создавать потрясающие вещи и ткани.

Кстати, благодаря непосредственно разработке космической аппаратуры и инвернтаря, в земную жизнь вошли некоторые изобретения, которые прямым или косвенным образом связаны с одеждой.

ЛЕЧЕБНЫЕ КОСТЮМЫ


Исследования изменений в организме человека в космосе, вызванные невесомостью, малоподвижностью, позволили создать не только специальные тренажеры для космонавтов, но и костюмы «Адели» – для реабилитации детей, больных церебральным параличом. Напрягая мышцы в таком «скафандре», ребята учатся двигаться активнее.

ОГНЕСТОЙКАЯ ТКАНЬ


Огнестойкая ткань для костюмов пожарных впервые была использована при разработке скафандров астронавтов. Чтобы скафандр для программы «Аполлон» выдерживал все эти воздействия, его изготавливали из высокопрочных синтетических тканей, металла и пластмасс. Наружный слой скафандра защищает космонавта от температурных воздействий и от микрометеоритных частиц. Эта оболочка сделана из огнестойкой ткани (бета-ткань). В наиболее сильно стирающихся местах спереди и сзади сделаны накладки из металлизированной стальной ткани. Между двумя слоями бета-ткани находятся чередующиеся слои бета-маркизета и алюминизированного пластика, которые способны поглотить энергию микрометеоритов в случае пробоя ими скафандра и отразить лучистоле тепло.

МОЛНИИ И ЛИПУЧКИ


Молния была изобретена еще в 1914 году, а липучка - в 1948. Оба изобретения так и пылились бы на полках патентных бюро, если бы их не начали активно использовать в одежде космонавтов, после чего они стремительно вошли в повседневный обиход. «Космическое измерение» в истории липучек началось в тот момент, когда астронавты обнаружили, что при передвижении в открытом космосе именно «липучки» позволяют быстро и эффективно застегнуться и расстегнуться. Затем липучки стали использовать горнолыжники, обнаружившие, что у их костюмов не так уж много отличий от костюмов астронавтов. За ними последовали и аквалангисты…

Комментариев нет:

Отправить комментарий