понедельник, 5 марта 2018 г.

~Стиляги из Конго la sape~

Пока большинство цивилизованных стран живут в относительно благополучных условиях жизни, живут в чистых районах, имеют квартиры и машины, ходят по выходным в торговые центры, есть на планете места, где царит экономический кризис, низкий уровень жизни, но людям нестерпимо хочется вырваться из нищеты. 

В Африканских государствах Республика Конго и Демократической Республике Конго можно увидеть такую картину: посреди бедных трущоб, среди грязи и мусора, среди полуразваленных хижин ходят молодые люди, одетые с иголочки в роскошные костюмы ярких расцветок, так гармонирующих с их темной кожей, а на ногах - до блеска начищенные ботинки. Их внешний вид кажется неуместным в сравнении с другими жителями этой местности, да и сама бедняцкая обстановка - не лучшая локация для таких джентльменов. Этих мужчин называют “sapeur” (сапёр), они представители субкультуры LA SAPE или, по-другому, “Сообщество продвинутых и элегантных людей”. 


Субкультура LA SAPE возникла в 1960-х годах в столице Демократической Республики Конго - Киншасе, а затем перекинулась на столицу Республики Конго - Браззавиль. Возникновение яркого стиля стало формой протестов против режима Мобуту Сесе Секо. До 1960-х годов обе республики были европейскими колониями, одна принадлежала Бельгии, другая - Франции, но в 1960 году произошло освобождение многих африканских государств от гнета.

В 1965 году к власти в Демократической Республике Конго пришел авторитарный президент Мобуту Сесе Секо, который провозгласил аутентичность и поставил под запрет европейские имена, обращения и одежду. Молодежь Демократической Республики Конго взбунтовала и стала одеваться в подчеркнуто элегантную одежду европейского образца. К началу XXI века субкультура распространилась на некоторые другие африканские страны.

За пятьдесят с небольшим лет стиль LA SAPE трансформировался: костюмы стали цветными, чаще исполненные в монохромной цветовой гамме. Появились яркие расцветки, присущие африканскому континенту. Крой костюмов стал экстравагантнее. 

Стоят такие комплекты недешево - около 300 американских долларов, что является средней зарплатой за полгода в обеих Республиках, поэтому многие берут кредиты.

Самый известный представитель стиля - конголезский певец Папа Вемба, популяризатор африканской музыки и король румбы. На родине его считали не просто певцом, но и законодателем моды. В 1979 году он стал негласным лидером субкультуры LA SAPE. Вот что он говорил об этом стиле:

“Культура LA SAPE провозглашала высокие стандарты личной гигиены, аккуратности и элегантной одежды для молодого поколения. Когда я говорю с молодежью, то настаиваю на хорошем уходе, хорошем бритье и хорошем парфюме. Мне не важно их образование, оно должно идти из семьи”.


После смерти Вембы камерунский саксофонист Ману Дибанго рассказал BBC во время интервью:

“Весь его подход к одежде был частью истории того, что мы, африканцы, так долго отрицали нашу человечность. У людей всегда были стереотипы о нас, и он говорил, что хорошо одеваться - это не вопрос денег, и не что-то для западных людей. У нас, африканцев, тоже есть элегантность.”

Несмотря на то, что LA SAPE считают аналогом советских стиляг, в чем можно согласиться, ведь наши граждане протестовали против железного занавеса, тотального дефицита и единообразия в одежде и музыке, эта субкультура протестует против бедности и убогости мест проживания. Им хочется красоты, шика и моды, они испытывают духовный и культурный голод, который компенсирует их яркий стиль одежды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий