воскресенье, 4 февраля 2018 г.

~Какую роль одежда играет в кинематографе?~

На что мы обращаем внимание в первую очередь, когда смотрим фильм? На линию повествования? На содержательность сюжета? На скрытые смыслы? Так как фильм - это продукт визуального искусства, то обращаем внимание мы в первую очередь на картинку. Над производством фильма работает огромная команда, от которой зависит то, как мы воспримем сюжет и отнесемся к персонажам. Оператор должен снять героев с нужных ракурсов и выстроить композицию кадра, декоратор - создать подходящую обстановку интерьера, монтажер - смонтировать в правильном порядке. Складываясь в сложный паззл, эти элементы воздействуют на наше подсознание, умело манипулируя им на ассоциативном уровне. Немаловажную роль в создании гармоничной картины играют костюм персонажа, которые могут выполнять самые разные функции.



1) ОДЕЖДА КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ПЕРСОНАЖЕ.

В реальной жизни наш костюм может многое о нас рассказать без нашего ведома, в фильмах же каждая деталь наряда должна нести смысл. Увидев героя впервые, мы сможем многое понять о нем: каков его характер, кто он по профессии, какие цели им движут, какие ценности для него в приоритете и т.д.

Например, в первые секунды первой серии “Теории Большого взрыва” мы видим Шелдона Купера в клетчатых штанах и двух футболках - одна из них в полоску, другая с веселым рисунком.Шелдон больше похож на капризного эгоистичного ребенка, чем на взрослого серьезного ученого. Дальнейшее развитие событий и диалоги персонажей нас в этом не раз убеждают.

Завидев Остапа Бендера в исполнении Андрея Миронова в “12 стульев”, его капитанскую кепку и шарф, можно понять, что этот мужчина любит приключения, не может сидеть на месте и большой выдумщик.

Черный костюм в стиле киберпанк Эдварда Руки-Ножницы олицетворяет искусственность его создания и поначалу может испугать, но такие детали его внешности как взлохмаченная копна волос и слишком длинные ножницы намекают на его неуклюжесть и трогательность. 

Хотя бывают случаи, когда одежда должна сделать из человека фон - тогда костюмы массовки могут сливаться с окружающей средой, например, с серыми стенами в офисе.

2) ОДЕЖДА КАК СИМВОЛ ЕДИНСТВА.

Костюм может говорить о принадлежности героя к какой-либо группе за счет того, что вся группа имеет единый стиль одежды. Например, в сценах спортивных соревнований мы без труда отличим, в какой команде играет персонаж, в баталиях - в каком войске он сражается. 

Например, в Гарри Поттере учеников разных факультетов мы сможем отличить по цвету галстуков - грифендорцы носят красный с золотым, а пуффендуйцы - черный с желтым. Во “Властелине колец” мы с легкостью отличим одетых в уютную мешковатую одежду хоббитов от длинных, отдающими металлическим отблеском, облачений эльфов. 

В романтических фильмах одежда влюбленные обязательно перекликается по цветам, например, в знаменитой сцене на Титанике Джек и Роза стоят в черно-белых комплектах. В заключительной сцене “Иван Васильевич меняет профессию” Шурик одет в клетчатую черно-белую рубашку, а его жена Зина - в платье похожей расцветки, и у обоих на глазах очки. 

3) ОДЕЖДА КАК ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Контрастные комплекты одежды разных групп персонажей помогут показать конфликт главного персонажа с обществом. Яркий пример такого использования одежды - фильм “Стиляги”, где главные герои одеты в яркие, кричащие цвета в то время как наряды обычных советских граждан - черные и серые.

В фильме “Капитан фантастик” по сюжету главный герой с семьей отдаляется от цивилизации, разочаровавшись в капиталистическом обществе. В одной из сцен этот конфликт ярко проявился в одежде: Бен Кэш с детьми является на похороны жены в разноцветных нарядах, в то время как присутствующие одеты в традиционные черные одежды. 

4) ОДЕЖДА КАК СИМВОЛ ПЕРЕМЕН

Наряд персонажа обязательно меняется в те моменты, когда в его жизни происходят серьезные перемены. Это может быть связано с эмоциональным состоянием - тогда без словесных подсказок мы понимаем, как чувствует себя герой.Яркий тому пример - фильм “Любовное настроение”, где платья главной героини Су меняются в зависимости от ее переживаний. Одежда яркая и цветная - когда она живет своими заботами, черная и серая - когда ее муж пропадает на работе, контрастная и спорная - когда она начинает общаться с Чо, яркие и светлые - когда она влюблена, холодные оттенки, символизирующие грусть появляются в момент расставания.

Похожую смену комплектов можно обнаружить в “Титанике”: вначале Роза появляется в строгом черно-белом комплекте в тонкую полоску - комплект отдает чрезмерной правильностью и даже скукой, которая вскоре превращается в настоящую бурю эмоций - и вот роза стоит на карме в драматичном черно-красном платье. По мере общения со свободолюбивым Джеком ее наряды становятся более расслабленными.

Если персонаж в ходе сюжета кардинально меняет свою жизнь, его наряд отображает эти изменения: Людмила Прокофьевна надевает женственное платье вместо строгого коричневого костюма, превращаясь из “бессердечной в сердечную, из сухой в мокрую”. В “Заводном апельсине” экстравагантный наряд бандита Алекса, промышляющего с дружками “ультранасилием” в конце превращается в темный костюм подавленного и подчиненного чужой воле человека. 

Если же герою по сюжету суждено менять свой социальный статус, то и костюм также меняется. Ярко это показано в фильме “Джанго освобожденный”, где главный персонаж носил и рабские отрепья, и ярко-синий костюм слуги, и разбойничий наряд, а в конце пришел разбираться с главой рабовладельческой компании в копии костюма самого Кэлвина. 

В “Иван Васильевич меняет профессию”, Бунша и Милославский были вынуждены поменять советские наряды на княжеское облачение.

В фильме “Догони меня, если сможешь”, Фрэнк Эбегнейл умело перевоплощается в представителей разных профессий, в том числе с помощью одежды, например, эффектно уйдя от полиции в форме пилота. 

5) ОДЕЖДА РАСКРЫВАЕТ ЗАМЫСЕЛ ФИЛЬМА

Достаточно часто по костюмам героев мы можем понять, как будет развиваться сюжет. Светлая гамма одежды может свидетельствовать о легком и даже комедийном настроении фильма, темная гамма - о драме и тяжелых испытаниях.

В фильме “Лабиринт фавна” девочка Офелия оказывается втянутой в сказочную историю, и вначале она предстает перед зрителем в красивом платье а-ля принцесса. Но вскоре это платье пачкается и больше не появляется на экране - символ того, что сказка превратится в трагедию. 

В “Забавных играх” Пол и Питер одеты в идеально белые костюмы, которые должны вызвать ассоциацию с добротой и чуть ли не святостью. Но зритель чувствует подвох: герои оказываются страшными садистами, которые убивают настолько аккуратно, что даже не пачкаются в крови, и чисто заметают следы, не вызывая подозрений у жителей городка.

В киноленте “Господин Никто” Немо Никто в детстве видит трех девочек в платьях разного цвета: Джин в желтом, Анну в красном и Элизу в голубом. Цвета этих платьев символизируют жизнь, которая ожидает героя с каждой из девушек: с Джин его ждет золото и богатство, с Анной - страсть и романтика, с Элизой - отчаяние и несчастье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий