воскресенье, 18 февраля 2018 г.

~Обзор костюмов в фильмах "Красавица и чудовище"~

Красавица и Чудовище - это история о том, что внешность обманчива, не стоит бояться некрасивой внешности - поистине чудовищны холодные и завистливые сердца.





ИСТОРИЯ СКАЗКИ

Впервые история, схожая с Красавицей и Чудовищем попала в сборник итальянского писателя Джованни Франческо Страпароллы в 1553 году, а ее прототипом, вероятно, является древнегреческий миф об Амуре и Психее. Знакомая нам сказка появилась в 1740 году, ее автором была французская писательница Габриэль-Сюзанна Барбо де Вильнёв, ее версию значительно сократила в 1757 году педагог и писательница Жанна-Мари Лепренс де Бомон. В оригинале Красавица - одна из шести дочерей богатого купца, который однажды потерял все свое состояние в пожаре, а его корабли с товаром затонули. Бежать от насмешек горожан обедневшая семья решила в деревню. Спустя два года купец узнал, что один из кораблей все же остался на плаву и решил вернуться по делам в город, дочери наказали купить ему несметное количество нарядов, и лишь младшая попросила привезти розу, цветок, который в этих краях не растет. Возвращаясь обратно в деревню ни с чем, купец набрел на замок, где хорошо отдохнул, а собираясь в путь сорвал розу для любимой дочери. 

Дальше сюжет всем знаком: чудовище разгневалось и велело через месяц купцу вернуться самому в этот дворец или привезти дочь, Красавица решилась отправиться сама вместо отца. Во время нахождения ее во дворце Чудовище появляется каждый вечер за ужином и просит разрешения спать рядом с ней, на что Красавица отвечает отказом, ведь каждую ночь ей снится прекрасный Принц, которого она полюбила, но который просит не верить своим глазам, а доверять сердцу. В итоге, после разговора с отцом, Красавица соглашается спать вместе Чудовищем, но прежде обменяться свадебными клятвами. 

Сказка Вильнев достаточно длинная, с хитроумным планом Феи по вызволению Принца из облика Чудовища - советую почитать. Вариант Бомон - краткий пересказ оригинала, больше адаптированный для маленьких детей. Кстати, в ее версии злые сестры были обращены в статуи. 

ЭКРАНИЗАЦИИ

Сказка о Красавице и Чудовище неоднократно экранизировалась. Впервые зрители увидели картину режиссера Жана Кокто в 1946 году, этот черно-белый фильм стал классикой французского кино. А 1952 году “Союзмультфильм” выпустил мультфильм“ Аленький цветочек”, созданный по одноименной сказке русского писателя Сергея Аксакова. Это произведение до сих пор актуально, а его качественное исполнение и сейчас доставляет удовольствие при просмотре. 

После этого было много экранизаций, но остановимся мы только на культовых и самых достойных, по моему мнению. Это диснеевский мультфильм 1991 года и фильм-ремейк 2017 года с Эммой Уотсон и Дэном Стивенсом в главных ролях, и французская кинолента 2014 года, близкая к оригинальному сюжету, где центральных персонажей сыграли Леа Сейду и Венсан Кассель. Начнем обзор с последнего фильма.

"Красавица и Чудовище" (2014 год, Франция)

Скажу честно, сам фильм мне не понравился, но посмотреть стоит - чтобы составить свое мнение и насладиться шикарными костюмами. Не понравился фильм потому, что во-первых, Венсан Кассель в роли Принца не впечатлил, хотя мне и нравятся бородатенькие мужички, во-вторых, Бэль слишком много времени ходит одна, и если в оригинальной сказке описаны все ее размышления, по которым она решилась стать женой Чудовища, то здесь ее любовь становится неоправданной и неожиданной, есть и еще некоторые нюансы. Но в целом фильм красивый, хоть и скучноватый.

Костюмы для фильма выполнил художник по костюмам Пьер-Ив Гаро (который делал костюмы к фильмам "Облачный атлас", "Три мушкетера", "Парфюмер" и др.), источником вдохновения для которого являются японские дизайнеры. Как рассказал в одном из интервью художник, прообразами для создания костюмов стали эпохи французского ампира и европейского возрождения. Два этих стиля хорошо балансируют друг с другом, но в то же время сдержанный ампир контрастирует с пышными нарядами в стиле ренессанса.

В основном цветовая гамма костюмов - темная, особенно в начале, когда Купец теряет свое богатство и бежит с семьей от насмешек горожан. Такое цветовое исполнение повторяется и в момент деловой поездки, это может указывать на бессердечие и подлость горожан, а также подчеркивает трагизм ситуации. Отрицательные персонажи в виде банды злодея Пердюкаса также одеты в темные одежды.

Легкомысленность старших дочерей купца, их неумение повиноваться судьбе и нежелание расставаться с роскошной жизни мы видим по их ярким нарядам, которые появляются в сцене отъезда из города. На них цветные платья в стиле ампир с завышенной талией, роскошные шляпы с перьями, а шеи прикрыты пышными воротничками-фрезами. Признаться, в этих образах с обилием рюш и оборок, они похожи на глупеньких курочек. В деревне сестры не хотят расставаться со своим имиджем знатных барышень - они носят белые наряды со смешными чепчиками, а белый цвет - самый пачкающийся, едва ли подходит для дамочек, желающих заниматься хозяйством. 

Красавица впервые появляется на экране в бордовом плаще с капюшоном - ее наряд выглядит проще, чем пышные облачения сестер; подчеркивает переживания героини и драматизм ситуации - она в отличие от сестер прощается не с праздной жизнью, а с могилой матери. В деревне ее наряд трансформируется в простое платье коричневого цвета, на голове - зеленый платок. Цветовая гамма наряда сливается с деревенским пейзажем и дает понять, как Красавице нравится работать на земле. 

Страстный бордовый цвет сопровождает героиню во время прибытия в зачарованный замок. Теперь этот цвет символизирует чувство опасности. Бордовый плащ, бордовые двери, а вскоре окажется, что Чудовище одето в роскошный костюм того же цвета. Затем Красавица часто будет менять наряды, и каждое роскошнее другого. Сначала Чудовище предлагает надеть ей платье цвета слоновой кости, по задумке Пьера-Ива Гаро, оно одновременно напоминает смирительную рубашку, и своего рода, священную сорочку испанской девственницы, или гейши, с очень сложной вышивкой, аппликациями и огромным количеством буфов, напоминающих оригами.

По признанию Пьера-Ива Гаро, он стремился передать элементы оригами в костюмах потому, что режиссер фильма, Кристоф Гано, чувствителен ко всему японскому. 

В следующий раз, когда Красавица освоилась в замке и решила прогуляться в окрестностях, на ней шикарное бархатное зеленое платье, которое гармонирует с пейзажем, а его сложный декор делает фигуру похожим на пышную растительность владений Чудовища. В этом эпизоде мы можем полюбоваться красивым контрастом зеленого платья и красных роз. 

Обратите внимание на ночное платье, повторяющее цвет кожи Красавицы. Расшитый корсет, плиссированная юбка и полупрозрачные рукава - отличный вариант для сна в замке. 

Следующий шедерв от Пьера-Ива Гаро - голубое мерцающее платье, в котором Красавица много двигается - танцует с чудовищем, бежит по льду и падает в воду. Платье вписывается в вечернюю атмосферу, когда девушка пытается сбежать из замка.

И наконец, самое яркое и красивое красное платье появляется на Красавице с момента ее возвращения к родным. По идее, этот страстный цвет должен символизировать любовь к Чудовищу, но по сюжету это невозможно понять, хотя отношения у них и впрямь бурные, но лично мне показалось, что она скорее боится Чудовище.

И тем не менее оставшееся время мы можем наблюдать шикарное платье с воланами и декором в виде кораллов. По словам художника по костюмам, оно символизирует изысканность и хрупкость. Оно выдерживает большинство изменений и больше всего сцен, поэтому его изготовили его в трех экземплярах, которые меняли в зависимости от повреждений. Цвет этого платья перекликается с цветом наряда Чудовища.

На дизайн костюма Чудовища Пьера-Ива Гаро вдохновили доспехи японских самураев. Для его наряда художник отталкивался от образа Принца, поскольку именно он становится Зверем. Тело Чудовища трансформируется с помощью морфинга (технология в компьютерной анимации, визуальный эффект, создающий впечатление плавной трансформации одного объекта в другой), костюм также превращается, но не цифровым образом, а по-настоящему: из спинки камзола показывается позвоночник, выделяются мускулы. Костюм Принца и Чудовища обильно инкрустирован камнями, украшен вышивкой и сложными деталями. Высокий воротник в наряде Принца превращается в широкий золотой элемент в образе Чудовища. 

В сценах снов Красавицы мы также можем наслаждаться шикарными нарядами, которые продюссеры фильмы сначала хотели взять в прокат - чтобы отснять фрагмент с балом. Но художник по костюмам Пьер-Ив Гаро настоял на том, чтобы костюмы были сшиты. Контрастные глубокие цвета в одежде придворных, богатая вышивка - все это можно увидеть в коротких фрагментах. А в центре зала - королевская пара в нарядах бежевых оттенков, их одежда имеет богатый декор и переливается драгоценными камнями. 

Фильм однозначно стоит посмотреть эстетам и любителям сказочных историй. 

“Красавица и чудовище” (2017 год, США) 

22 ноября 1991 года в американских кинотеатрах вышел новый мультипликационный фильм от компании Дисней - “Красавица и чудовище”. Захватывающий и логичный сюжет, яркие персонажи, западающие в душу песни - все в этой картине получилось идеальным, поэтому не удивительно, что этот фильм получил положительные отзывы критиков и стал первой анимационной картиной, которая была выдвинута на премию «Оскар» в номинации «Лучшая картина». Именно эта история стала своего рода каноном, наиболее известной интерпретацией оригинальной версии. Спустя 25 лет, когда золотая эпоха Диснея минула, в компании после долгих обсуждений решили выпустить ремейк легендарного мультфильма. 

Мировая премьера состоялась 23 февраля 2017 года, и вокруг ленты тут же разрослись многочисленные скандалы: фильм назвали пропогандирующим гомосексуализм, ведь впервые в Диснее снялся открытый гей Люк Эванс, и его персонаж Лефу имеет явные гомосексуальные наклонности. Некоторых возмутил чересчур феминистский настрой Бэлль, а ее внезапную любовь к Чудовищу пытались объяснить стокгольским синдромом (*состояние, которое заставляет заложника развивать психологическую связь с похитителем в качестве стратегии выживания во время его нахождения в плену). Из-за подобных убеждений Эмма Уотсон тщательно изучала историю Красавицы и Чудовища, прежде чем подписать контракт. Но давайте оставим сплетни и скандалы и сравним эти две картины.

Что касается меня, фильм мне понравился настолько, что мне хочется пересмотреть его еще раз на большом экране.Внешность персонажей соответствует своим мультипликационным прототипам. Сюжет повторяется практически один в один, волшебно исполненные старые песни, но хорошо вписались и некоторые новые. Однако есть и некоторые добавления и изменения: раскрыты истории семей главных героев; Марис, отец Бэль, в фильме скорее художник,чем изобретатель

В общем, фильм советую к обязательному просмотру всем любителям этого мультфильма, картина вызывает чувства ностальгии по детству, а качественная графика и роскошные костюмы вызывают эстетическое наслаждение. За наряды в фильме отвечала Жаклин Дюрран, работавшая над фильмами "Анна Каренина" и "Макбет". Ее отдел начал работу над фильмом за три месяца до старта съемок, в нем состояло несколько десятков мастеров - вышивальщиков, шляпников, ювелиров, художников по росписи ткани. Принципиальным было для них соблюсти экологичность производства - все костюмы сделаны из эко-ткани и расписаны натуральными нетоксичными красками. 

Фильм начинается со сцены в замке во время бала-маскарада, главный герой которого - Принц. Его лицо скрыто под нарисованной маской, и до конца фильма мы так и не узнаем, насколько он хорош, разве что кроме короткой сцены с портретом принца. Придворные дамы танцуют в светлых платьях, кружась вокруг юноши, будто говоря “Каждая из нас может стать твоей невестой, выбирай любую, ведь мы - первосортные красавицы”. Костюмы выполнены в стиле эпохи рококо, о чем свидетельствую неимоверно пышные и богато декорированные платья нежных пастельных тонов, высокие парики. Примечателен костюм принца - на нем темно-зеленый жюстокор, обильно украшенный золотой вышивкой и камнями, которые блистают на бахрате как звезды на вечернем небе. 

Далее следует сцена в городке, который называется Вильнёв, по фамилии автора оригинальной сказки. Здесь мы впервые видим главную героиню - Бэлль, которую сыграл Эмма Уотсон. Интересно знать, что она стала первой, кого утвердили в актерский состав, и эта роль стала для нее отличным продолжением карьеры. Дело в том, что Эмма Уотсон запустила в ООН программу HeforShe - движение за равенство полов, а ее героиню Бэлль можно назвать настоящей феминисткой:у нее свои принципы и планы, она не мечтает стать принцессой, ей, скорее, хочется посмотреть мир и разобраться в себе, чем найти мужа. 

В мультфильме Бэлль представлена в платье, которое стало своего рода каноном: на ней голубой сарафан поверх белой рубашки, белый передник, на ногах - коричневые балетки. Использование голубого цвета символизирует романтичность, мечтательность, исключительность, ее комплект в холодных тонах контрастирует с нарядами горожан, выполненными в теплых тонах: на лицо противоречие между озабоченными своими повседневными хлопотами малообразованных людей и начитанной девушкой, мечтающей о приключениях. В фильме этот контраст не был соблюден: одежда горожан также содержит синие и голубые оттенки. Но и здесь есть чем полюбоваться: рассматривать хочется буквально каждый наряд, особенно красивые шляпки и розовые платья трех сестричек-красавиц. А вот традиционное платье Бэлль было интерпретировано в деревенском стиле, в котором можно увидеть элементы кантри, прованса и пасторали, и исполнено сразу в нескольких вариантах. Сначала это платье с асимметричной юбкой, из-под которой игриво выглядывают панталоны в цветочек - в таком наряде легко передвигаться. На ногах - замшевые ботиночки с коричневыми носками. В следующий раз Бэлль появляется в похожем комплекте, но теперь юбка симметричная, выполненная из денима, передник имеет расцветку в клеточку, утепляет комплект светлый жакет, на ногах - эспадрильи. В этом фрагменте она обучает чтению, которая одета в похожий наряд. Стоит заметить, что оба комплекта выполнены в прованском стиле с обилием цветочных узоров. В подобном костюме Красавица появится и во дворце Чудовища, и не расстанется со своим комплектом, который символизирует ее стойкость и преданность в первую очередь себе, своим идеалам и принципам. Свой наряд она поменяет нескоро.

Особо мне понравился персонаж мадам де гардероб. Эта харизматичная и услужливая особа готова всех и каждого нарядить в устаревшие наряды и парики эпохи рококо.

Например мадам гардероб борется со злодеями, переодевая их в пышные женские платья, и именно она предприняла первую попытку приодеть красавицу сразу после заточения, это показано в красивой сцене с летающими лентами, но нашу героиню так просто не изменить. Красный наряд появляется на Бэлль только после того, как между ней и Чудовищем появляются романтические отношения. В мультфильме эта перемена чувств также продемонстрирована с помощью одежды, правда, сначала Бэлль надевает зеленое платье и только потом - красное. 

В фильме, как и в мультфильме, часто встречаются сцены, когда наряды героев гармонируют с интерьером. 

В мультфильме во время городской сцены мы видим, как одежда шляпницы перекликается со ставнями на окнах, рубашка булочника - с зеленью кустов. Но это скорее изображение персонажей как части окружения, которое чуждо Красавице. Когда же она попадает в холодный замок, и тем более в приготовленную комнату, выполненную в голубых и золотых тонах, ее наряд гармонирует с интерьером и мы понимаем - она попала туда, куда нужно. Такой прием дает понять, что между персонажами царит полная гармония и теплые чувства. Пересечение по цветам имеется в сцене в библиотеке, во время ужина и тем более во время бала. 

Самым знаменитым является платья Бэлль, в котором она впервые танцует на балу с Чудовищем. После выхода мультфильма это платье часто использовали косплееры. В фильме мы наконец можем увидеть его вживую.

Жаклин Дюрран в одном интервью рассказала, что создание этого платья было самым сложным процессом. Его создали из нескольких слоев легкой атласной органзы, окрашенной в желтый цвет. На двух верхних слоях напечатали сусальным золотом узор, который похож на пол бального зала в замке. Кроме того, наряд был украшен двумя тысячами кристаллов Swarovski. На создание платья ушло около двенадцати тысяч часов работы. Второй уникальный наряд был сшит для итоговой сцены - это пышное светлое платье с романтическим рисунком в виде красных цветов. 

Интересен в фильме процесс изменения Чудовища. Он переживает не только внутренние изменения, освобождается от злости и взращивает чувство любви, но и меняется внешне. В фильме, как и в мультфильме, вначале он предстает в лохмотьях, но по мере развития сюжета его одежда становится более роскошной - ну как не влюбиться в такого красавца? Культовым можно считать его комплект в синих тонах во время бала. В мультфильме на нем надет синий сюртук, под которым спрятались белая рубашка с шейным платком и бежевый жилет. В фильме на Чудовище расшитый синий жюстокор с жилетом, белая рубашка с жабо. В заключительной сцене в фильме расколдованный принц танцует с красавицей в голубом комплекте, который так хорошо подходит к цвету его глаз. 

Интересны наряды и двух главных антагонистов истории - альфасамца Гастона и его помощника ЛефУ. Стиль их одежды можно назвать парным - их одежда перекликается в деталях и цветах. В мультфильме Гастон сначала появляется в красной рубашке, черных брюках и высоких сапогах, а свататься к Бэлль приходит в шикарном красном камзоле и белых трико. В фильме первый образ Гастона - это военный костюм в бежевых тонах с красными вставками, на голове - черная треуголка. Одежда Гастона символизирует его гиперсексуальность, вслыльчивость и агрессивность. Но как же он хорош в красном образе и со шпагой в руке! 

Заканчивается фильм сценой, похожей на ту, что была вначале - пышным балом. Но теперь наряды отличаются меньшей пышностью и напоминают скорее эпоху классицизма - жители дворца, как и главный персонаж, избавились от желания жить чересчур праздно и богато, и пришли к более простому образу жизни, пусть и королевскому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий