четверг, 15 февраля 2018 г.

~Обзор костюмов в фильме "Иван Васильвич меняет профессию"~

В 1973 году на киноэкраны вышла советская комедия режиссера Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", снятая по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Картина стала лидером советского кинопроката в год премьеры — ее посмотрели свыше 60 миллионов зрителей.



Сюжет картины разворачивается вокруг изобретателя Александра Тимофеева, создавшего машину времени, которая удивительным образом открывает двери в XVI век — во времена царствования Ивана Грозного. В результате этого царь оказывается в советской Москве, а его тёзка — управдом Иван Васильевич Бунша вместе с мошенником Жоржем Милославским — в палатах царя.

Многие фразы из фильма стали крылатыми и ушли в народ: 
-Танцуют все! 
-Я требую продолжения банкета! 
-Отведай ты из моего кубка.
-Икра заморская... баклажанная.

Комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» оказалась не только сокровищницей ярких образов, крылатых фраз, искрометных шуток и красивых кадров, но и настоящим откровением для советских модниц, ведь особо примечательны в фильме именно женские наряды.

ЗИНАИДА ТИМОФЕЕВА.

Ее образ впервые представляется зрителям в цветной части фильма - во сне Шурика - на фоне морского пейзажа с песней "Теряют люди друг друга" и в красном мини. Под коротким платьем вставка в красно-белую полоску, что является прямой отсылкой к гламурному морскому стилю, брошь в виде грозди ягод придает образу дополнительную сладость на ассоциативном уровне. На ногах - стильные белые сандалии, которые затем появляются во втором комплекте. В задымленной квартире Зинаида появляется в комплекте земляничного оттенка, представляющем собой не то двойное платье, не то платье и мини-юбку. Белые декоративные линии, возможно, являются стилизацией царского облачения: полоска вокруг шеи напоминает бармы - царский воротник, а декор грудной части, подола и рукавов - орнаментальную полосу. Да и сам расширяющийся книзу силуэт платья сильно напоминает одеяние Ивана Грозного. 

Апогей великолепного стиля Зинаиды - идеально белый брючный костюм, а белый как мы знаем - цвет роскоши и элиты. Аксессуары красного цвета подобраны точно в тон: элегантная шляпка, бусы, перчатки и даже чемодан! Образ позже видоизменяется и становится полностью светлым - это дает нам понять, что героиня раскаялась за свою ветреность (ведь она возвращается к мужу после неудачной попытки уехать с Якиным). Заметьте, что комплект любовницы Якина, звонящей в это время подругам, тоже одета во все белое. Два одинаковых образа этих женщин дают понять, что Якину все равно, с кем ехать, особой разницы ему нет. 

Зинаида Тимофева - олицетворение гламура, стиля и переменчивости - ведь свои наряды она поменяла три раза за короткий срок, и все они едва ли вписываются в интерьер квартиры простого инженера. Все три наряда Зины были выполнены при участии известного модельера Вячеслава Зайцева, которого в 1970-х годах прозвали «лидером советской моды». В нарядах героини угадываются мировые тренды того времени, они были по достоинству оценены на западе.

УЛЬЯНА АНДРЕЕВНА БУНША.

Ульяна Андреевна, которую играет харизматичная Наталья Крачковская, регулярно меняет не только наряды, но и парики - то она курит сигарку в роковом красном платье будучи кудрявой брюнеткой, то ее густые длинные волосы, гармонирующие со стильным светлым костюмом, развеваются на ветру, пока она ругает царя на балконе, думая, что это ее муж, а в знаменитой сцене с двумя мужьями она предстает в комплекте из желтой полупрозрачной блузы с цветастыми брюками и в рыжем парике, который она эффектно снимает после ставшей крылатой фразы "И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат". 

***
В отличие от динамично меняющихся женских нарядов, одежда мужчин более постоянна, особенно черно-белый комплект Шурика.

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВ.

Фильм начинается в реальности, которая изображена в черно-белом цвете. Изобретатель Шурик создаёт машину времени, и его одежда прямо указывает на деятельность научного работника: белый халат, большие очки и простая рубашка в клетку, что одновременно может указывать на интеллектуальную деятельность, следование четким инструкциям, постоянство убеждений и устремлений, и даже усталость от рутинных будней - не зря же ему приснился сон, полный приключений! Даже в его ярком сне он остается верен своим идеям, а главное - своей жене Зинаиды, оставаясь все в той же черно-белой клетчатой рубашке.

Картина в свои годы претерпела значительные правки цензоров, часть текста заменили, а на контраст в одежде супружеской пары не обратили внимания. Одна из интерпретаций: жизнь в СССР под железным занавесом напоминает тюрьму, из которой сложно выбраться - черно-белая рубашка в клеточку, а вот на Западе жизнь ярче, богаче, интереснее - как гламурные наряды Зины. Метаморфозы со стилем Зинаиды происходят с возвращением Шурика из объятий Морфея: в реальности Зина гармонирует с образом Шурика: на ней такое же платье в черно-белую клетку и очки.

ЖОРЖ МИЛОСЛАВСКИЙ 
И ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ БУНША.

Особым шиком отличаются комплекты Жоржа Милославского. Цвет его брюк идеально сочетается с цветом шевелюры, а изюминку образу придает шейный платок.

Одежда Ивана Васильевича Бунши - небрежно застегнутая рубашка и летняя будто бы мягкой шляпа, выдают в нем простяка, наивного дурачка, и даже подкаблучника. К слову, в черно-белой реальности Бунша выглядит иначе: на нем строгий костюм, даже его шляпа выглядит жёстче.

Обратите внимание, что в сцене, где главные персонажи, которые скоро окажутся по ту сторону стены, встречаются в квартире Тимофеева, образуют гармоничную композицию в виде светлых пятен. Несмотря на кажущееся единение и схожесть, контраст между Буншей и Милославским мы можем увидеть в деталях: когда они попадают за стену и переодеваются в одежду XVI века, Бунша остается сидеть в сандалиях, чем чуть не выдал себя, зато Жорж полностью вошел в роль князя и уделил должное внимание даже обуви и поясу. Правда, он все равно неаккуратно пользовался современными атрибутами в виде сигарет Malboro и шариковой ручкой.

Цветовые пятна героев в Москве XVI века не поменялись - Бунша и Милославский все также гармонируют друг с другом в светлых нарядах. Цветовая палитра образов перекликается с цветовым решением интерьера царских палат. Единственные яркие наряды - у войска, их красные наряды символизируют опасность и эффектно смотрятся во время погони.

ИВАН ГРОЗНЫЙ.

Помните, как Иван Грозный пожаловал Якину шубу с царского плеча? Это «мягкое золото» моментально в те времена считалось одной из самых твердых валют, а соболья шуба – самым роскошным подарком, который можно было вообразить. Царская шуба в фильме - летняя, вместо традиционного мехового подклада выступает шелк «царского» цвета – пурпурного. Однако воротник и манжеты оторочены собольим мехом, а сама шуба богато украшена золотой вышивкой. Сейчас шуба хранится в музее киноконцерна «Мосфильм».

Наряд Ивана Грозного в современной Москве поначалу соответствует моде XVI века, но по мере развития сюжета, когда он начинает комфортно себя чувствовать среди советского интерьера и бытовой техники, любоваться видами Москвы XX века, его царское облачение сменяется на обтягивающее трико.

ДРУГИЕ МУЖЧИНЫ.

Остальные мужчины, часто попадающие в кадр - режиссер Якин, стоматолог Шпак и польский Дьяк Феофан - одеты как под копирку в коричневые костюмы, что не притягивает на этих героев лишнее внимание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий