четверг, 8 февраля 2018 г.

~История белой рубашки~

С чем носить белую рубашку? - один из частых вопросов, которые можно увидеть на сайтах о моде и стиле. Ответ на него простой: с чем угодно! Чем только не предлагают стилисты дополнять образ с белоснежной рубашкой: надевать под деловой костюм, носить с классическими брюками, джинсами-бойфрендами и т.д. Суть этих советов сводится к одному - этот предмет гардероба настолько универсален, что обязательно должен быть в мужском и женском шкафу. Белая рубашка стала многофункциональной не только в наши дни, испокон веков она использовалась и в качестве нижнего белья, и для праздничного наряда, и для погребения. Особый интерес представляет образ белой рубашки в кинематографе. 



История белой рубашки

Археологи утверждают, что первая рубашка была обнаружена еще 5 тысяч лет назад в одной египетской гробнице, в разных видах рубашка присутствовала у древних греков и римлян. Популярными белые рубашки стали в Средневековье, их надевали на тело под одежду, и в том был сакральный смысл - для религиозных католиков было важна духовная чистота, а белый цвет ее и символизировал. Поверх рубашки надевали верхнюю одежду с короткими рукавами и вырезами, сквозь которые было видно материал нижней рубашки. По белоснежной рубашке из тонкого льна можно было узнать человека знатного происхождения - забота об этом предмете требовала финансовых затрат (стирка, глажка, крамаленье), что простолюдины не могли себе позволить, учитывая, как быстро рубашки пачкались от работы. В XVII веке рубашки стали декорироваться большими декорированными воротниками, в т.ч. съемными. С начала и до середины XVIII века на пике моды были рубашки с пышным жабо и кружевными манжетами, а в 1770-х англичане придумали воротник-стойку (ставший главной деталью отличия рубашки от блузки), и рубашка в современном ее понимании, стала предметом исключительно мужского гардероба. Все перевернулось с началом движения эмансипе и восхождением на модный Олимп Коко Шанель, которая перенесла белую рубашку в женский гардероб вместе с брюками. В течение XX века предмет не претерпел сильных изменений, разве что в 80-х годах вновь появилась мода на ажурные воротнички. Сейчас белая рубашка - главный элемент делового дресс-кода.

Белая рубашка на Руси

Слово “рубашка” произошло от двух других: “рубъ” - грубая ткань, и “руш” - отрезать, рвать. Изначально славяне называли этот предмет гардероба “рубище”, а создавался он совсем просто: куски ткани разрывались руками и сшивались.

Рубашка считается одной из важных составляющих национального одеяния на Руси, что выразилось в фольклоре: “в рубашке родился”, рубаха-парень”, “отдать последнюю рубаху”, “рубаха к телу близка, а смерть ближе” и т.д. Белую рубашку можно назвать ритуальным, магическим предметом, без которого не обходилось ни одно важное событие в жизни.

Новорожденного заворачивали не в простыни, а в рубашку отца или матери. В православной Руси белую рубашку надевали после крещения как знак чистоты души. На свадьбу невесту традиционно наряжали в венчальную рубаху, рукава которой виднелись из-под сарафана. В некоторых губерниях такая рубаха называлась “старушечьей” (т.к. ее могли надевать и старухи), а поверх надевали черный сарафан - костюм именовался “печальным” и был призван оплакивать беззаботную девичью жизнь. Наряд жениха также не обходился без белой рубашки, хотя иногда использовалась и красная. Белые рубахи для праздников обильно украшались вышивкой; эти орнаменты служили также оберегом от злых духов. Погребальные одежды обязательно включали в себя белые рубашки.

С этим предметом было связано множество примет и суеверий.

Невеста должна была сшить рубашку жениху своими руками, а накануне свадьбы молодая вытиралась этой рубашкой после бани - чтобы муж любовниц не имел. Свою рубаху нельзя было продавать, только отдавать - иначе продашь свое счастье. 

Рубашка смирения

“Белые рубашки задом наперед,
Ручки на спине в узелок завязаны…”
(Сергей Бабкин, “Белые рубашки”)

Белые смирительные рубашки используются в психиатрических заведениях со второй половины XVIII века как щадящая альтернатива травмирующих средств удержания умалишенных. Такая рубашка представляет собой одежду с удлиненными рукавами, которые завязываются сзади, или различными средствами фиксации рук. Длина их бывает различной - от короткой до длинной (выше человеческого роста, со сшитым низом - их называют “мумификаторы”). Традиционным считается именно белый цвет таких рубашек - он символизирует духовное просветление, ясность ума. Еще в Ветхом Завете безумие описывалось как наказание за грехи, а в Средние века оно подразумевало вселение демона, поэтому белый цвет традиционно использовался в психиатрии как символ очищения от грехов и святости. 

Белая рубашка смерти

“Так легче бить врага с размаху, 
А коли надо умирать, 
Так лучше чистую рубаху 
Своею кровью замарать”.
(Константин Симонов, “Ледовое побоище”)

Как мы узнали выше, изначально рубашка являлась нательным элементом одежды, а белый цвет означал духовную чистоту человека. Воины, шедшие на смертный бой, надевали чистые белые рубашки - ведь если они не умрут, никто не переоденет их для погребения, чтобы попасть на тот свет в торжественном виде.

Во времена средневековых казней существовала традиция выводить на эшафот смертников в белых одеждах. Например, на картинах со сценой распятия Христа, Господь изображается в белой повязке; белую рубаху можно увидеть в иллюстрациях сцены сожжения Жанны Д’Арк. Согласно средневековой традиции, перед виселицей или эшафотом палач сам переодевал осужденного в белую рубашку смертника. Расставание с одеждой символизировало окончательное прощание с жизнью, а белая рубашка означала очищение от грехов.

В одном из докладов «Международной амнистии» в 1990-х годах приводился рассказ очевидца о казни, состоявшейся в Иране:«Рядом с пустырём из грузовика высыпали множество камней и гальки, затем привели двух женщин, одетых в белое...».

В кинематографии белая рубашка часто вводится в кадр для красивой и эффектной смерти главного героя, ведь на белом фоне кровь сразу бросается в глаза и выглядит контрастно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий